Приближаются новогодние праздники, и торговцы уже потирают руки в ожидании покупательского бума. Во времена существования СССР о распродажах мы и не слыхали. Сейчас стоковые отделы и магазины пользуются неизменной популярностью, а многие ждут сезонных и «праздничных» скидок. Во многих странах делать скидки в праздник считается нонсенсом - зачем делать скидки, когда народ сгребает с полок в качестве подарков все подряд? Распродажи начинаются потом, когда схлынет предпраздничный бум, и магазинам выгодно избавиться от нераскупленных остатков сезонного товара, чтобы пустить деньги в оборот на целый год. У нас, как обычно, все совсем не так. Наши распродажи не подчиняются здравому смыслу, зачастую проходя по закону джунглей. Как только Новый Год замаячит на горизонте, на витринах обнаруживаются заманчивые надписи «Новогодние и Рождественские распродажи! Огромные скидки!». Обольщаться, глядя на такие вывески не стоит. Зачастую способ «распродажа» - один из приемов для заманивания клиента. Реально цены начнут снижаться после праздничного бума, а не во время его. Ведь накануне праздника и так все разбирают, а после него обычно в магазинах наступает затишье и надо чем-то привлекать покупателей.
Приемы облапошивания покупателей весьма изощренны. Внимательныму покупателю откроется немало удивительных фактов. Заходим мы, например, в магазин одежды, на витрине которого гордо красуется надпись «Скидка 50%». Смотрим не симпатичный комбинезон, о котором грезили с самого наступления холодов. Какая удача, что можно купить его за половину цены! Находим свой размер и бодро шагаем к кассе. И вот тут-то оказывается, что скидка идето только на детский размер.. или на комбинезоны малиново-пурпурного цвета. А вот цена на ходовые размеры и фасоны не изменилась, а то и несколько подросла!
Еще один излюбленный прием торговых сетей — это переписывание старых ценников. На вещь, стоящую прежде 100 рублей вешается ценник 1800, который крупно перечеркивается и пишется новая цифра - 900 рублей. Круто! Скидка в половину цены. Опьяненные праздничной атмосферой и полученными новогодними премиями на работе, покупатели хватают все подряд! Бывает, что со скидкой продается товар, пролежавший весь год и не пользовавшийся спросом.
Зачастую, при наличии завлекающей надписи о существенной скидке, по факту оказывается что на ценниках она не столь уж и велика. Среднестатистический покупатель не будет с калькулятором пересчитывать, точно ли соответствует новая цена объявленной скидке. А на случай дотошного клиента, всегда готов ответ: с такой скидкой товар был, да уже весь продан.
Если о дате начала скидок легко можно узнать благодаря массированной рекламе, то об окончании — почти никогда. Нередко продавцы молчат как партизаны. Не говорят — потому что сами не знают. В одних торговых точках праздничные и сезонные распродажи могут продолжаться две недели, в других — месяц, в третьих — три месяца. А где-то это вообще перманентный процесс. Сначала снижение цен объясняется Новым годом, потом Рождеством, дальше на носу День святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, 1 Мая, День Победы, начало летнего сезона и далее по кругу. На самом деле это означает, что никаких скидок в магазине нет и в помине. Ведь начальную цену изделия уже никто (в том числе и сами продавцы) не помнит.
Главное — заманить покупателя в магазин. Торговцы практически ничем не рискуют. Те, кто купился на недобросовестную рекламу и пришел в магазин, справедливости, как правило, уже не ищут. Хотя и испытывают понятное чувство разочарования: ведь им по телевизору или в газетах наобещали с три короба. Редко кто из наших людей жаждет отмщения за бесцельно потраченное время.
Нередко рекламодатели, сообщив о скидке, намеренно забывают указать место и время проведения акции. Пишут, скажем, «Новогодняя распродажа», а где — не указывают, что помогает обеспечить наплыв покупателей в специализированные торговые точки.
В продовольственных супермаркетах есть и свои подпольные методы. Например, громогласно объявляется 10-процентная скидка на весь ассортимент. Толпа радостно мчится в торговый зал, и не замечает, что стоимость самых ходовых продуктов во время «скидки» даже немного подросла. И то, что в соседнем магазине все это продается дешевле без всяких скидок.
По томуже принципу работают и всевозможные дисконтные карты, которые как правило означают, что большинству покупателей товар продается немного дороже его рыночной стоимости. В продовольственных магазинах скидки - это неизбежность в связи с ограниченным сроком годности. Как только запасы товара рискуют быть нераспроданными до окончания его срока годности, приходится объявлять на него скидку. Формально, это не скидка, а уценка. Но покупателю незачем говорить,, что срок годности у этих продуктов уже практически вышел.
Психологи, исследовавшие поведение людей во время акций типа «налетай-подешевело», обнаружили, что одни воспринимают скидку как Божий дар, внезапно свалившееся на голову счастье. Таких любителей халявы среди нас большинство. Другие же, напротив, во всем видят обман и желание торговцев нагреть руки на неискушенных российских покупателях. Это, как правило, люди старшего возраста, умудренные опытом и не обремененные излишком средств. Наконец, третьи (увы, их меньше всего) к распродажам относятся вполне здраво: с одной стороны, признают право владельцев магазинов на дополнительную прибыль, а с другой — не упускают собственной выгоды.
В людях заложен древний биологический инстинкт накопления. Животные летом делают запасы пищи на зиму. Этот инстинкт был важен для выживания первобытных человеческих сообществ. Тысячелетия тяжелых охот на крупного зверя, примитивного земледелия и собирательства в неблагоприятных условиях научили древних людей бережливости. При возможности, человек с собой должен унести как можно больше еды, дабы заготовить ее впрок. Иначе появляется риск погибнуть голодной смертью. Инстинкты дремлют в каждом из нас, и психологи от рекламы используют все ниточки, чтобы их пробудить.
Как же противостоять хитростям нечистоплотных продавцов?
Знание их хитрых приемов и тех человеческих слабостей, на которые они рассчитаны, уже само по себе является некоторой защитой от неадекватных покупок. Кто предупрежден-тот вооружен. Основной посыл, ежедневно внушаемый нам навязчивой агрессивной рекламой: «Не думай! Покупай прямо сейчас!». Поступайте с точностью до наоборот. Никогда не спешите хватать с полок тот товар, на который объявлена скидка. Думайте! Во-первых, нужна ли вам эта вещь, и нужна ли она вам именно сейчас. Во-вторых - реальна ли та цена, по которой она вам достается. Хорош способ откладывания покупки. Есть время обдумать и проанализировать мотивы. Чем дороже покупка, тем больше должно быть время для обдумывания ее целесообразности. И вообще, если вы не уверены в своей стойкости к соблазнам, берите с собой в магазин ограниченную сумму - только на покупку самого необходимого.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.