Ямщиками в нашей стране называли кучеров, которые выполняли ямскую повинность – перевозку почты, государственных служащих, грузов. Само слово «ямщик» происходит от татарского «дзям», что означает – «дорога».
В 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за почтовые и транзитные перевозки. Ямщиков с семьями селили в отдельных слободах, расположенных у почтовых трактов. Они должны были заботиться о содержании лошадей, готовых отправиться в путь по первому требованию.
За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Их освобождали от уплаты податей и воинской повинности. Ямщиков отбирали тщательно. Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых». Предпочтение отдавалось тем, чьи предки уже были ямщиками. Таким образом, это было не случайным занятием, а серьезным делом, часто переходившим от одного поколения к другому. В одной только Москве располагалось пять ямских слобод.
До настоящего времени о них сохранилась память в столичной топонимике. Например, Тверские-Ямские улицы, улица Ямского поля, Николоямская улица и другие. Многие иностранцы, побывавшие в России, с удивлением описывали лихость русских ямщиков. В дневнике А. С. Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу. Кроме того, должность ямщика требовала силы и смелости. Часто они подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы.
Оставалось надеяться на лихих коней, способных уйти от погони, а если не получалось, то на собственную силу и отвагу. В странах Европы получил широкое распространение почтовый рожок, с помощью которого подавались сигналы. Такую же практику ввел в России и Петр Первый, но рожки так и не стали популярными: русские ямщики предпочитали свист и громкий крик. Кстати, от кандидата на должность ямщика требовалось умение свистеть. Только в конце XVIII века начали использовать колокольчики, которые крепились к дуге, почему и получили название – поддужные. Звон колокольчика было слышно за две версты, кроме того, своим звоном он развлекал ямщика и курьера. Интересно, что кроме России, такие колокольчики нигде не были распространены.
Центром литья колокольчиков был город Валдай. Сохранилась даже легенда о том, что мимо города в XV веке везли символ новгородской вольницы – вечевой колокол. После присоединения Новгорода к Москве Иван Третий приказал доставить его в «плен московский». Около Валдая колокол упал с подводы и, скатившись с горы, рассыпался на мелкие куски. Предприимчивые валдайцы собрали их и начали собственное литейное производство. В городе Гаврилов Ям Ярославской области находится уникальный Музей ямщика. Рядом с ним находится и единственный в нашей стране памятник ямщику. Посетители могут познакомиться с историей ямского дела в России и осмотреть коллекцию утвари ямщиков.
Профессия ямщика, безусловно, одна из самых популярных в русской культуре. Невозможно перечислить все песни, стихи, повести, в которых упоминается это человек, занятый трудным, но необходимым для государства делом.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.