Интересна суть работы: Талер считает, что в последние десятилетия стало очевидно, что стандартная модель рационального индивида часто не применима: мотивы экономических агентов не всегда связаны с максимизацией прибыли.
Талер показал, что движет индивидами, когда они принимают "странные" решения. Например, водитель такси, желая побольше времени провести с семьей, торопится домой, как только заработан дневной минимум, хотя в вечерний час-пик мог бы зарабатывать гораздо больше.
Нобелевская премия за исследования в области микро-, а не макроэкономики стала уже устойчивой тенденцией последних лет, экономическая наука пытается изучать то, каким образом формируются предпосылки для экономических моделей с точки зрения поведенческих основ.
Это очень симптоматично: и крах "модели рационального индивида", и копошение в микроэкономике. Всё это доказывает (ничего плохого не хочу сказать лично о Талере, но, в целом) - что у человечества потеряна перспектива и утрачена стратегия развития. Нобелевка за изучение иррациональных отклонений в экономическом поведении - вообще-то тревожный сигнал! Куда мы идём, и куда уже пришли?
Напомню, что в 1975 году наш экономист-математик, пламенный коммунист Леонид Канторович вместе с Тьяллингом Купмансом получил Нобелевскую премию по экономике «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Вот тема так тема, достойная уважения! Тогда на церемонии вручения представитель Шведской королевской академии наук отметил: «Основные экономические проблемы могут изучаться в научном плане, независимо от политической организации общества, в котором они исследуются».
Одна из главных книг Канторовича - «Математические методы организации и планирования производства». В ней он рассмотрел задачи экономики, поддающиеся открытому им математическому методу. И, таким образом, заложил основы линейного программирования затрат. А это в свою очередь позволило планировать производство на длительные периоды. Ученый полагал, что каждый производственный процесс можно применить с любой интенсивностью. И при этом выход продукции и затраты вырастают пропорционально.
А сами результаты разных производственных процессов суммируются. При этом Леонид Канторович предлагал максимально улучшить план, выполнение которого при известных условиях достигалось бы с наименьшими затратами. Интересно, что одновременно с ним, но ничего не зная о его работе, такое же исследование проводил американский экономист голландского происхождения Тьяллинг Купманс. И пришел точно к таким же результатам.
Математика - она такая: где ни считай, результат один и тот же выходит. И логика тоже - в какой точке не складывай, получишь одно и то же! В 1975 году и речи не было об "иррационализации" экономической науки, об исследованиях массовых психических отклонений потребителей и производителей. Ставилась общая для человечества времён "Хельсинкского пакта о вечном мире" задача наладить снабжение - обильно, устойчиво и качественно. Это понятно и достойно уважения. Потому что, по большому счёту, только это и есть наука.
Теперь же нобелевские экономисты залезают в психиатрию и изучают влияние типовых отклонений от рационального поведения! То есть речь не идёт о том, как сделать больше, лучше, быстрее и для каждого. Речь идёт о работе с психопатами, которые сами не знают, чего хотят, и не могут сформулировать чёткого задания для науки.
А наука - она ведь по сути своей МАШИНА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ МЕТОДОВ. В эту машину загружают цель - и машина ищет пути для реализации поставленной цели. Как навигатор ищет вам самый удобный маршрут задуманной вами (не навигатором же!) поездки. Если люди не имеют цели - то учёным остаётся одно: изучать социопатологии, выяснять - почему это вдруг у людей не стало целей? Что за феномен такой?
Нобелевская премия по экономике учреждена шведским Риксбанком в 1969 году. Ее уже получили 79 экономистов. Ее удостоились и лица российского происхождения - Саймон Кузнец, Василий Леонтьев и Леонид Гурвич. Объявление лауреата премии по экономике завершает 116-ю нобелевскую неделю, открывшуюся 2 октября. Церемония награждения состоится 10 декабря.
История "нобелевки" по экономике отражает драматичное съезжание с торной дороги научно-технического прогресса в дебри микроэкономики, изучения девиаций (т.е. отклонений). Если сравнивать с архитектурой, то премия перешла из рук архитекторов в руки маляров и штукатуров. Оценивать стали не фасады зданий, а внутренние интерьеры.
Почему? Фасадов не стало.
Победа Запада в 1991 году провозгласила идеологию "благого естества" в экономике. Сказала, что стихийно сложившееся - оно и есть самое лучшее. Этим была неформально, но по сути, отменена профессия "экономист" (с предложением переквалифицироваться в бухгалтера).
Ибо что делать при такой идеологии экономисту, архитектору производственных процессов? То, что стихийно складывается - оно же само по себе складывается, причём один раз. А если начать его исправлять, корректировать, идти вопреки естеству (как 5 тыс. лет делал человек, став человеком в рамках цивилизации) - так это же будет тот или иной вариант ПЛАНИРОВАНИЯ, плановой экономики!
Ну, в самом деле: если менять стихийно сложившиеся экономики - "их только портить", то зачем заниматься порчей? А если менять стихийно сложившиеся отношения не порча - тогда это отход от рыночной идеологии и "совок"! Ведь если ты учёный, то противопоставляешь некое "надо" тому, что просто "есть"...
А если занимаешься "дерегулированием", "разгосударствлением" - то ты ведь очевидный лжеучёный! Ведь ты не повышаешь, а снижаешь уровень рационализации (понимания и управления) процессом, и подобен физику, который считает, что лаборатория сама, без него, поставит опыт...
Рыночная идеология после 1991 года лишила экономическую науку перспектив. Осталось только изучать психопатов и их выкрутасы. Вот и в 2016 году "Нобель" был присужден за вклад в теорию контрактов британцу Оливеру Харту и финну Бенгту Хольмстрёму, которые работают в США.
«Потрачу $1 млн иррационально» - насмехается "Форбс" над работами нобелевского лауреата 2017 года. Якобы так сказал сам Талер во время телефонной пресс-конференции: "потрачу полученный в виде премии $1 млн так, как предписывают мои исследования. Я попытаюсь потратить деньги как можно более иррационально" ( сообщает New York Daily News).
«Ричард Талер ввел психологические и эмоциональные факторы в анализ анализ принятия индивидуальных решений в области экономики», — отмечается в заявлении Нобелевского комитета. Изучая последствия ограниченной рациональности, социальных предпочтений и отсутствия самоконтроля, Талер сумел показать, как эти человеческие черты оказывают систематическое влияние на принимаемые человеком индивидуальные решения и на ситуацию на рынке.
Талер убежден, что поведение инвесторов определяется зачастую незначительными факторами, вызванными эмоциями и настроениями, погодой на улице или даже тем, голоден он или сыт в момент принятия решения. Изучая такой феномен, как отсутствие самоконтроля при принятии решений в канун, например, Нового года, Талер показал, что сиюминутные соблазны влияют на процесс финансового планирования.
Сравните это с трудами Канторовича, стоявшего на твёрдой математической и ресурсной почве -и вы поймете степень деградации экономической науки в мире...
Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 10 октября 2017