Когда речь заходит о Сирано де Бержераке, то в первую очередь вспоминается поэт и отважный дуэлянт, образ которого на сцене и в кино воплотили многие известные актеры: начиная с Константина Райкина и Георгия Тараторкина и заканчивая Жераром Депардье и Стивом Мартином. На самом деле у этого реального персонажа куда больше достоинств: он внес заметный вклад в литературу и науку. Сирано де Бержерак смог опередить свое время, предвидя такие технические достижения, о которых его современники и не мечтали.
Солдат и неудачи
Некоторые сравнивают Сирано де Бержерака с д'Артаньяном. Действительно, с главным героем «Трех мушкетеров» у него много общего: оба - выходцы из небогатых семей, одно и то же начало карьеры - военная служба. Более того, якобы именно с Сирано де Бержерака Александр Дюма и списал образ отчаянного и простодушного д'Артаньяна.
Но на этом совпадения в судьбах двух знаменитых французов и заканчиваются. Сирано де Бержерак получил неплохое образование: в 1637 году окончил иезуитский колледж Бове при Парижском университете. Правда, учебе мешали постоянные драки и дуэли: юноша не прощал не то что насмешек - даже косых взглядов на его и в самом деле большой нос. Но в те времена подобная боевитость почиталась за доблесть, и из престижного учебного заведения Сирано не выгоняли - диплом он благополучно получил.
Идти по стопам отца-адвоката (когда Сирано родился, тому стукнуло шестьдесят) молодой человек не собирался, а отправился в армию. Благо шла затянувшаяся Тридцатилетняя война (1618-1648 годы). Начинал молодой человек простым солдатом, но не где-нибудь - в королевской гвардии. Причем в «гасконской» роте господина Карбона де Кастель-Жалу, который сразу отметил бойкого новичка - на войне такие в цене. Но выбиться в офицеры тот попросту не успел. Отчаянный храбрец, Сирано лез в гущу сражений, и судьба его долго хранила, но через три года службы начались неудачи - одно за другим храбрец получил два тяжелых ранения. Второе, по мнению лекарей, смертельное: при осаде Арраса пуля из неприятельского мушкета пробила ему шею. Гвардеец выжил, но эта рана беспокоила его до конца дней. С военной службы пришлось уйти.
Реактивный след
Трудно сказать, как сложилась бы судьба де Бержерака в армии, однако, уйдя в отставку, он тоже не сидел без дела. Для начала продолжил учебу в Париже: серьезно изучал математику, философию. Кроме того, общался с известными в то время людьми: Томмазо Кампанеллой, Пьером Гассенди и другими.
Он был знаком и со многими представителями ордена розенкрейцеров, которые в то время многое сделали для просвещения Европы. Кроме того, как свидетельствуют источники, они детально исследовали Индию и обнаружили там следы цивилизации, намного превосходившей существующую. Во всяком случае, сам Сирано упоминает, что ряд сведений и «секретов» члены ордена якобы получили от пришельцев с других планет. Речь о неких машинах и технических приспособлениях, о которых никто из современников не знал. Понятно, что де Бержерак, если и был в курсе каких-то подробностей о таких источниках, поделиться ими не мог - информация явно конфиденциальная.
Так или иначе, все это вместе повлияло на его мировоззрение и нашло отражение в двух написанных им научно-фантастических романах: «Иной свет, или Государства и империи Луны» и «Иной свет, или Государства и империи Солнца». В какой-то степени Сирано де Бержерак стал первопроходцем этого жанра - прежде в Европе таких произведений не было. В основе сюжета обоих романов - вымышленные путешествия. Опубликованы романы были благодаря стараниям друга Сирано, издателя Анри Лебре.
В первой книге Сирано описывает свой полет из Парижа через океан в Канаду на берег реки Святого Лаврентия. Путь длиной в шесть тысяч километров он преодолел за шесть часов! Да, сегодня это привычный маршрут пассажирского авиалайнера, но в то время такое казалось немыслимым. Впрочем, еще больше поражает другое: используемый путешественником летательный аппарат развивал столь огромную скорость за счет мотора «испарительно-росяного» типа. По сути, де Бержерак предсказал появление современного реактивного авиационного двигателя. Даже его скорость указана правильно.
Удивительна и точность сравнения Земли с Солнцем - в тексте оно больше нашей планеты в 434 раза. А ведь астрономы только в XX веке вычислили, что масса светила превосходит земную в 332 434 раза. Где же тут точность? Но историки утверждают, что это Анри Лебре при редактировании убрал первые три цифры, которые показались ему чересчур преувеличенными даже для фантастического романа. Согласитесь: в середине XVII века такая уникальная точность - действительно фантастика!
В книге де Бержерака есть и другие вольнодумные идеи, которые, что стоит подчеркнуть, никак не сообразовывались с учением Церкви. В их числе утверждения о множестве вселенных, неодинаковом течении времени на Земле и в космосе.
«Вечная» лампа и термодинамика
Основы термодинамики, принципы распространения звука, «вечные» лампы - все это есть в романе «Иной свет, или Государства и империи Солнца». Поэтому и его можно считать не просто фантастическим, а научно-фантастическим. Пусть и несколько примитивные, но по содержанию верные представления о термодинамике и природе звука в любом случае на десятки лет опередили открытия ученых. А существование каких-то особых источников света, тайна которых не разгадана до сих пор, убедительно доказали археологи и физики, исследовавшие впоследствии египетские пирамиды. Работавшие в их глубине древние художники не пользовались ни факелами (нет ни малейшего намека на обязательную в таких случаях копоть), ни сложной системой зеркал (свет попросту бы «затухал», пройдя по подземным лабиринтам). Выходит, все же была какая-то «вечная» лампа.
Словом, Си рано де Бержерака с полным основанием можно назвать нетолька литератором и драматургом (он сочинил несколько пьес), но и ученым. К примеру, он знал о давлении света на поверхность, хотя на практике это подтвердил профессор Петр Лебедев только в 1899 году. Кроме того, Сирано правильно представлял корпускулярную теорию света, а она тоже сформулирована гораздо позднее - век спустя это сделал Михаил Ломоносов.
Не меньше поражают описания, связанные с космосом. К примеру, довольно подробно де Бержерак излагает устройство трехступенчатой ракеты. Ссылаясь на свои личные ощущения, рассказывает о невесомости, перегрузках при взлете. Есть и описание парашюта, хотя тут приоритет не у него - эскиз такого устройства есть и у Леонардо да Винчи. Впрочем, маловероятно, что француз был знаком с его вариантом.
В то время, когда только-только привычный облик обрела уличная шарманка, Сирано описывает сразу несколько аппаратов для записи и воспроизведения звука. В них угадывается... современный CD-проигрыватель или аудиоплеер. Он называет их говорящими книгами, нужную главу в которых можно озвучить простым поворотом стрелки на металлическом диске. Помимо этого, устройство способно воспроизводить мелодии.
Свидание с пришельцами?
Когда знакомишься со столь «продвинутыми» для XVII века догадками, невольно возникает гипотеза о встрече Сирано де Бержерака с представителями внеземных цивилизаций. Тем более что и сам он описывает в их виде материи, до которой нельзя дотронуться, но которая при необходимости принимает формы и размеры, доступные человеческим органам чувств, - пришельцев можно увидеть и услышать. То есть это некий сгусток воздуха, который подвержен действию света, потому инопланетяне приходят по ночам. И опять по прошествии веков схожую трактовку находим у известного ученого - на сей раз у Константина Циолковского, считавшего, что представители иных цивилизаций состояли из материи, но в огромное количество раз более легкой, чем присутствует на Земле.
Конечно, предположение о контактах де Бержерака с высшими существами кажется немыслимым, но столь же невероятными и его современникам казались рассказы о технических устройствах и достижениях человека. В любом случае остается неясным, как ему удалось так далеко заглянуть в будущее.
Умер Сирано де Бержерак после тяжелого ранения. Но не в результате дуэли -вследствие несчастного случая: на него свалился кусок балки с ремонтируемого дома. Правда, поговаривали, что это метили недоброжелатели - врагов у де Бержерака всегда хватало. Так или иначе, его перевезли в дом кузена Пьера де Сирано в городок Саннуа, где он, спустя несколько месяцев умер. В последние годы жизни де Бержерак примирился с Церковью, и его похоронили по-христиански в семейном склепе.
...Как ни удивительно, но Франция почти на два века забыла о Сирано де Бержераке - о нем вспомнили в 1830-е годы, когда стали популярны писатели-романтики. Именно они, Шарль Нордье и Теофиль Готье, посвятили столь яркой личности свои эссе и пробудили интерес к ней. Ну и, конечно, настоящим литературным памятником стала пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», написанная в 1897 году. К слову, всего спустя год она вышла и в русском издании. Отнюдь не случайно: как посчитали современники, у героя пьесы есть немало черт и русского характера: доброта, талант и смелость.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.