ДРЕВНЯЯ КОСМОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ НА КАРТАХ МАКРОБИЯ
Древнеримский философ-неоплатоник Амвросий Феодосий Макробий написал в начале V века сочинение Expositio in Somnium Scipionis ex Cicerone («Комментарии к «Сну Сципиона из Цицерона»»). В нем писатель, опираясь на труды античных авторов, рассуждает о принципах космографии, форме и размерах Земли, распределении суши и воды. Хотя о Макробии нет достоверных сведений, нам известно, что его книгу внимательно изучали в эпоху Позднего Средневековья. Сохранилось много богато иллюстрированных рукописей, из которых самым древним является экземпляр, датированный IX веком. Многие средневековые ученые, такие как монахи Беда Достопочтенный (673-735) и Аббон Флёрийский (ок. 945-1004), изучали и комментировали «Сон Сципиона» задолго до того, как в 1100-х годах появились переводы на латинский язык произведений Аристотеля и других знаменитых античных философов по данным темам.
Макробий нарисовал карту мира в виде некой схемы, на которой обозначены границы деления земного шара на сушу и воду. Макробий поддержал выдвинутую еще во времена Аристотеля теорию, согласно которой вся поверхность Земли поровну делится на сушу и воду. Все водоемы находятся в постоянном движении и связаны друг с другом. В верхней части карты, в Северном полушарии, находится известный мир, а в нижней части, в Южном полушарии, — большой неизвестный континент. Раньше полагали, что южная часть земли имеет такой же размер, что и весь известный мир. Идея о наличии Южного континента основывалась на любви греков к равновесию и симметрии. Во имя космического баланса необходимо, чтобы все, что имелось в северной части — суша, вода и ветры, было бы обнаружено и в южной.
На картах мира Макробий часто изображал климатические пояса. В соответствии с моделью, уже известной древним грекам и впервые представленной древнегреческим философом Парменидом (ок. 540-480 до н. э.), мир мог быть поделен в экваториальном направлении на климатические пояса, Климы. Позже, в 300 году до н. э., древнегреческий философ Аристотель разделил земной шар на пять климатических поясов, деление основывалось на астрономических явлениях. Греки умели определять экватор, тропик Рака и Козерога, градус широты Северного и Южного полюсов, довольно точно рассчитывая его по высоте Солнца или Полярной звезды. По мнению древних греков, на широте экватора находилась знойная и сухая земля, по обе ее стороны, в Северном и Южном полушариях, располагались умеренные климатические зоны. Древние полагали, что полярные области из-за холода для жилья непригодны. Известный и обитаемый мир, называемый греками ойкуменой, располагался, согласно этой модели, в умеренной зоне Северного полушария. В Южном полушарии, то есть на другой стороне ойкумены, находилась огромная, неизвестная земля антиподов, которая, подобно известному миру, была также разделена на климатические пояса.
В своей книге Макробий ввел идею об окружности Земли. Он поддержал мнение древнегреческого ученого Эратосфена (276-194 до н. э.) о величине окружности земного меридиана, которая составила 250 тысяч стадиев. Древний стадий не был устоявшейся единицей измерения. Однако, согласно одной из интерпретаций, это соответствует приблизительно 39 700 километрам, что отличается от действительной окружности Земли на величину всего около 300 километров. Как древнегреческий географ Страбон (ок. 63-24 до н. э.), так и Клавдий Птолемей в своих более поздних расчетах окружности земного меридиана пришли к гораздо более скромным результатам, чем Эратосфен. Только после великих экспедиций и географических открытий в XVI веке постепенно стало ясно, что Эратосфен был прав: мир действительно оказался куда больше, чем люди могли себе вообразить.
Ни одного сочинения Эратосфена по данному вопросу не сохранилось. Все наши знания о нем основаны на косвенных источниках, например, на произведениях Макробия и его современника Марциана Капеллы. Их работы были очень важны для понимания средневековыми учеными космографии. Представления древних греков о форме и размерах Земли сохранялись на протяжении всего периода Средних веков, особенно благодаря работе Макробия. Ее копировали в европейских монастырях из века в век. Рукописные тексты сочинения сохранились до наших дней в количестве 159 экземпляров. Рукописи не являются полностью идентичными. Некоторые карты, воспроизведенные в рукописях, сделаны с географической точки зрения удивительно подробно, другие — лишь как упрощенные схемы. Просвещенные монахи обычно допускали художественные вольности и рисовали карты в собственном стиле. Кроме того, при копировании рукописей часто случались непреднамеренные ошибки, так что каждая рукопись и приложенная к ней карта являются уникальными.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.