В СССР была установка: при воспитании воздействовать на коллектив, чтобы коллектив воспитывал индивидов. Это проще и эффективнее, чем достучаться до каждого. Нас на офицерских занятиях обучали, что чем больше коллектив, тем проще им управлять. Труднее всего управлять небольшой группой разношёрстых индивидов. Взводом управлять проще. Полком ещё проще и т.д. . Была в школах целая метода создания коллективов из индивидов. Были субботники, совместные походы с разжиганием костров, школьные линейки, коллективные соревнования по ГТО, совместные уборки школы и классов и многое другое. А книга великого педагога Макаренко «Педагогическая поэма» была настольной книгой студентов педвузов и преподавателей. . Не простое, творческое это дело — сплотить и взять под контроль коллектив. Но получалось. У Макаренко в колонии были и дети-бандиты, и дети-убийцы. И дети-насильники. Многие из них чуть ли не с рождения жили на улицах. Однако, практически из всех их получились вполне приличные граждане: офицеры, инженеры, моряки и просто работяги. Некоторые из них даже сумели прославиться. . Потом его методику признали тоталитарной и недемократичной. Как-то исповдоль через семинары заезжих альшулеров педагогам была навязана мысль, что никакого единства образования и воспитания не должно быть. Что школа только поставщик образовательных услуг. А если кого и воспитывать, то не коллективиста-труженника и защитника, а индивидуалиста-потребителя. Пришла училка, оттарабанила лекцию, собрала папочку и адью! А воспитывают пусть психологи, социологи и родители. Кого хотят получить на выходе, пусть того и воспитывают. «А меня это не касается». . И верещит училка о чём-то о своём среди трёх десятков индивидов-потребителей, которые играют в смартфоны, плюются из трубочек жёванной бумагой, лезут друг другу в трусы, дерутся, скандалят и знать не хотят училку. Несчастная училка звонит их родителям с требованием сидеть на уроках вместе с их чадами, отправляет детей к школьному психологу — молодой девочке, у которой они раскладывают мозаику для успокоения, снимает на смартфон детские безобразия, то ли для выкладки в инстаграм, то ли для досье с целью дальнейших разборок. И мечтает только об одном: побыстрее выйти замуж и слинять в декретный отпуск. . Куда делись совместные походы, костры, песни? Куда делись футбольные матчи класс на класс? Куда делись совместные уборки в классе, а вместе с ними дежурные по классу и старосты? (Про пионерские организации я промолчу, ибо сталинизм и это мы давно изжили, слава Боннер). Кстати, совместные походы — великолепное средство выявления истинных лидеров. Часто тяжеловес-жирдяй, давящий всех в классе своей тушей, скисает после первых двух километров и его, ноющего и сопливого, всем классом тащат вперёд. После этого он теряет всякое уважение и никто его больше не боится. И он сам не претендует на лидерство. В таких испытаниях и выявляются настоящие лидеры. Если педагог — вожатый сумеет установить с ними неформальный контакт с целью взять под своё влияние (кстати,в походе это легче сделать), то потом ему проще будет с их поддержкой взять под свой контроль и весь коллектив. . Надо сказать, что костры и походы исчезли уже в СССР. В самом раннем детстве я участвовал в таком походе. Жгли костры, жарили на них картошку. Пели песни. Потом костёр стали устраивать сами взрослые стационарно в пределах ограды пионерского лагеря. Один, но за то большой. Но песни ещё пели. Иногда. Мы сидели вокруг костра и смотрели на него. У моей жены, которая была помладьше меня, уже костров не было. Их заменили «водным праздником» Это когда дети плескаются в местной луже по колено, под грозные окрики воспитателей. А потом и это отменили — простывают… Вся воспитательная работа свелась к толстой тётке с красной тряпкой на шее, которая кричала на очередного двоечника, что он своей учёбой позорит их пионерскую дружину. . Можно ли переломить эту тенденцию на деградацию школы? Но для этого надо прежде поменять министра образования и методички по воспитанию студентов педвузов и школьников. И лет через 10 будет заметен результат, а лет через 20 перемены станут необратимы. . И ради бога! Очистите педагогику от присосавшихся к ней всевозможных НКО с их альтшулерами и семинарами! . «Ох, и не лёгкая это работа — из болота тащить бегемота!»
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|