В северных краях бытуют предания о чуди белоглазой - загадочном народе, владевшем магией и многочисленными сокровищами, но потом по неведомым причинам ушедшем под землю... Насколько они правдивы?
Обитатели печищ
В документах середины XVII века, связанных с Заонежьем, сообщается: «Сыскались, государь, на речке на Анданте, на суземе, на черном лесу чудские печища, и лесом, государь, те чудские печища поросли большим, обойма дерево по полутора, и по два, и больше». В то время печищем называли однодворную деревню, где проживала большая семья. Впоследствии так стали называть любую деревню в Заонежье и Архангельской губернии. Однако заброшенные в северных дремучих лесах старинные избушки, якобы принадлежавшие чуди белоглазой, называли черными печищами.
Посторонним старались не рассказывать об этих странных жилищах, большой грех был показать к ним тропку. Ведь, согласно преданиям, северные карлики-чародеи, бывало, возвращались в свои избушки, покинутые много лет назад. А встретив там человека, могли ему сделать недоброе. До сих пор в отдаленных лесах Карелии, а также Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей люди тайком посещают эти загадочные черные печища. Но даже отшельники-робинзоны не рискуют оставаться в них на ночлег. Крохотные полусгнившие бревенчатые избушки мало располагают для постоя. Лучше поставить палатку невдалеке. Поверхностный осмотр показывает, что этим нежилым строениям уже, пожалуй, больше двух веков. Но и следы северных карликов нигде не обнаруживаются. По размерам домики напоминают сказочные избушки на детских игровых площадках. Взрослому человеку не разогнуться в них в полный рост.
Эльфы и прочие
Легенды о маленьком народце присутствуют во многих культурах. В европейском фольклоре это прежде всего гномы и феи. Существует, правда, теория о том, что за волшебных сущностей когда-то в давние времена принимали финнов, эскимосов или представителей других неевропейских народов, отличавшихся малорослостью. В горных местностях до недавнего времени люди, веря в существование карликов, выставляли в особых местах для них горшочки с едой. Искусство волшебства, которым якобы владели маленькие человечки, издавна давало им преимущество перед обычными людьми. Во всяком случае, они умели мастерить «особенные» вещи и обладали обширными знаниями в области естественных наук. Свидетельством этого служит стеклянный сосуд «Удача Иденхолла», будто бы раздобытый у волшебников (в настоящее время артефакт хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне). А в Ирландской королевской академии в Дублине можно увидеть древний медицинский трактат, подаренный волшебниками одному человеку, которого они увезли в свою страну, а затем вернули обратно, предварительно посвятив во все тайны магической медицины. Ходили также слухи, что маленькие люди умели строить аппараты, в которых путешествовали по небу. В сущности, феи, эльфы и карлики в фольклоре предстают преимущественно положительными персонажами, по большей части готовыми прийти людям на помощь. Есть еще духи - хранители земли: вот те уже бывают как добрыми, так и злыми. Маленькие человечки обитают в особых местах. Чаще всего они расположены в лесу. Там можно встретить духов всех видов, танцующих и играющих по ночам и исчезающих с первыми лучами солнца. На месте их плясок остаются вытоптанные в траве круги. Эти существа тесно связаны и с миром людей, и с миром мертвых. Недаром так часто встречаются повествования о том, как люди, отведав угощения эльфов или карликов, навсегда или надолго «застревают» в стране мертвых. То же происходит и с теми, кому достается поцелуй королевы эльфов.
Чудь «действительная» и «загадочная»
Сказания о чуди распространены повсеместно в Беломорье, Приладожье и даже в Приуралье. Там вам могут указать места, где расположены крепости, городища и захоронения загадочного народца. Хотя иногда чудью называют финские племена, жившие в этих местах до прихода русских, однако тщательные исследования давно установили, что чудь - общее понятие для всех инородцев различного этнического происхождения. В одних преданиях чудь олицетворяет племена сильные и богатырские, в других - слабые и мало приспособленные к жизни. В рассказах местных русских жителей Карелии о силе и могуществе древних обитателей Севера угадываются отголоски древнейших чудско-финских верований и преданий. Г. Куликовский в «Словаре областного олонецкого наречия...» пишет о «действительной чуди» и «чуди загадочной». В соответствии с легендами последние пришли откуда-то с севера. Но когда началась русская колонизация, «чудь в землю ушла, под землей пропала». А происходило это, по рассказам очевидцев, следующим образом. Выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над углублением крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы со всем своим имуществом и ценными вещами и, подрубив подставки, погибали. Однако никаких сокровищ или материальных свидетельств в раскопанных ямах не обнаруживалось. Возможно, навес просто защищал укрывшихся людей от непогоды и делал невидимым вход в сооружаемое подземелье. А завалив крышу, чудь уходила в подземные лабиринты со всеми своими сокровищами.
Между тем в Карелии имеются курганы, которые связывают с чудью. У некоторых исследователей возникает ассоциация с волшебными холмами в Ирландии, где якобы живут карлики-лепреконы. Вблизи таких холмов и курганов нередко наблюдаются загадочные явления. В ночи они порой светятся синим пламенем, из-под земли доносятся странный гул, вопли и завывания. В некоторых сказаниях говорится о том, что чудь ушла под землю через ходы в песчаном грунте, когда стало распространяться христианство: «они убоялись и убежали в непроходимые леса». В любом случае так в фольклоре отразилась борьба православия с язычеством. А отчего, интересно, чудь звалась белоглазой? Может, у представителей этого народца были слишком большие белки глаз, или у них не имелось зрачков, или в подземном мире без солнечного света исчезает разноцветье и все обретает белесый оттенок? Правда, одна из поморских легенд повествует о чуди как о «народе краснокожем», перебравшемся «за Дышащее море», где и живет он до сих пор, оставаясь невидимым. Маленькие человечки якобы живут не только под землей, но и в скалах. Людей они избегают, стараясь при приближении человека «уходить в камень» или превращаться в зверя. Хотя иногда могут прийти на помощь, дав человеку мудрый совет или совершив некое волшебство. Так, в русских народных сказках старичок-лесовичок дает Ивану-царевичу волшебный клубок, помогающий отыскать дорогу к похищенной Кощеем Бессмертным красавице, дарит ему шапку-невидимку и тут же исчезает под землей.
Паны и Беловодье
Корни преданий о карельской чуди восходят к той эпохе, когда первые поселившиеся здесь славянские племена встретили людей иной веры. Именно дославянское население этого региона обычно подразумевают под чудью русские фольклорные источники. А вот в вепсско-карельской и мерянской культурах бытует другое название - «паны». И чудь, и паны - это обозначение древних аборигенов, инородцев. Вероятно, воспоминания о чуди смешались с историческими преданиями о польских панах Смутного времени, нередко их образы совпадают и олицетворяют недобрых людишек и даже разбойников. По легендам, паны ушли под землю вместе с чудью... Правда, есть поверье, что рано или поздно вернется счастливое время, придут путники из волшебной страны Беловодье, а из земли восстанет чудь со своими сокровищами, и люди получат «большую науку».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Всё перепутано и свалено в одну кучу в этой статье - самые разные сущности и создания и названы чудью белоглазой. Чушь, совершенно неверная и недостоверная статья.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]