Ближний Восток - пожалуй, это одно из самых "бурлящих", и, что немаловажно, интересных мест в человеческой истории. Это место было "колыбелью" разного рода мусульманских государств и образований, имеющих очень древнюю историю. И что только не происходило на нём.
Но речь пойдет не об истории Ближнего Востока, а о небольшом её отрезке, связанного с деятельностью одного человека, который оставил глубокий след не только в пределах этих территорий, но и в истории и культуре всего мира.
Эта личность имела действительно интересную судьбу, и то, что её прославило, вообще не должно было иметь место в жизни этой самой личности. (Об этом позже). И зовут эту самую личность - Юсуф ибн Айюб.
Возможно вы сейчас придёте в недоумение, "что это за Юсуф такой?" "Никогда о нём не слышали". Но уверен, вы слышали об этом человеке, только под именем "защитника веры" - Салах ад-Дина, или же Саладина.
Саладин родился в 1137 году в небольшом городе, который некоторые источники называют деревушкой, Тикрите, на территории Месопотамии, если точнее - Ираке. В курдской семье. Примечательно то, что в этой "деревушке" родится Саддам Хусейн, который устроит культ личности Саладина, несмотря на свою нелюбовь к курдам. (Из-за того, что Саладин, как и Хусейн был суннитом).
Настоящее имя Саладина - Юсуф, его отец был правителем старинного города Баальбек. Он отправил сына на учебу в Сирию, где Юсуф получил разностороннее образование, в том числе религиозное и военное. Он имел способности в арифметике, праве и философии, а также литературе и поэзии.
И вот я в начале написал, что его слава вообще не должна была "существовать". Этот человек не тяготел к военному искусству, он был далек и от политики, и от войн. Он был "тихим интеллектуалом", можно так сказать. В его руках были "книга и перо, а не щит и меч", несмотря на то, что его дед, отец и дядя были военными.
Так как же этот молодой юноша стал полководцем и государственным деятелем?
На момент начала своей военной карьеры, ему было уже 32 года, по тем временам он был ещё молод. И вот тогда он проявил немалые полководческие и организаторские способности, а также энтузиазм в целом.
В 1169 году Салах ад-Дин прибывает в Египет и становится визирем египетского халифа. После его смерти, к власти пришёл халиф из династии Аббасидов, к этой династии принадлежал и Саладин. Он стал негласным главой Египта.
Предворные побаивались его, а может и завидовали, ведь рядом со старым халифом появился такой энергичный человек, который, вдобавок имел своё влияние на государство, поэтому Саладина захотели убить. Убийцей был евнух, который придя на место "расправы" был пойман людьми Саладина, тот приказал его пытать, а потом казнить. После этого Саладин расправился с Иберийской гвардией халифа, которая была замешана в этом заговоре, также есть мнение, что и сам халиф приложил к нему руку. Позже он умрёт при невыясненных обстоятельствах... И только после его смерти в 1174 году Салах ад-Дин официально принял титул султана Египта.
За первые годы нахождения у власти он присоединил к себе близлежащие земли, включая Дамаск. В последующие годы он сосредоточился только на борьбе с крестоносцами. Салах ад-Дин уже знал их слабые места - они не могли долго воевать в условиях сухой каменистой местности, при жаре и отсутствии воды.
В 1187 году в самый знойный месяц лета он послал гонца в Иерусалим с сообщением, что идёт взять город. Этого было достаточно, чтобы крестоносцы организовали ответный марш. Войска встретились в пустынной каменистой местности Рога Хаттина. Вокруг ни одного колодца, никакой тени. Когда ветер подул в сторону крестоносцев, Салах ад-Дин велел поджечь сухой кустарник. Крестоносцы и их лошади задыхались. Все порядки были нарушены. Салах ад-Дин разделил своё войско, сделав коридор. Туда рванули крестоносцы и оказались в окружении. В плен к мусульманам попали предводители этих рыцарских орденов.
Окрылённые успехом, войска Саладина захватили Бейрут, Акру, Кесарию, Аскалон и двинулись к Иерусалиму. На их пути уже практически никого не было. Иерусалим сдался, по сути, без боя. И вот тут начинается самое интересное, проявляется "честный" образ Саладина.
Когда он захватил Иерусалим, многие жившие там христиане плакали, трогали стены и прощались со святынями города, он не стал учинять резню, как это сделал Ричард Львинное Сердце в Акре с мусульманами, а позволил всем желающим свободно покинуть город, за небольшой выкуп, а также взять с собой что угодно, только то, что можно без особого труда унести. Ну и жители города начали уносить раненых, ослабевших и тех, кто более не в состоянии идти. Это тронуло Саладина, и он при всеобщей перестройке храмов в мечети, не тронул Храм Гроба Господня, разрешив туда паломничество, а также оплатил морскую переправу этих людей из пустыни.
Но несмотря на такое благородство, Саладин был довольно жесток - он собственноручно убивал личных врагов, не брезгуя пытками и истязаниями.
Вскоре Европе пришлось организовывать Третий крестовый поход (1189-1192), который окончился бесславно. И так далее, продолжалась борьба за Святую землю с Иерусалимом, который переходил из рук в руки.
Салах ад-Дин контролировал теперь всю территорию Обетованной земли и мог диктовать свои условия английскому и французскому королям. Его смерть 4 марта 1193 года от жёлтой лихорадки не принесла никаких изменений в сложившуюся ситуацию. Иерусалим продолжал оставаться во власти мусульман в течении многих столетий. Надежда христиан на возрождение Иерусалимского королевства окончательно исчезла.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.