Слово в защиту
Ах какая она страшная, ужасная, кровожадная... Внешность её пугает:
сгорбленная старуха с лохмами нечёсаных волос, нос крючком, одна нога
костяная. Глаза горят красными сполохами.
Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит
непослушного и унесёт за синие леса, за высокие горы в свою избушку на
курьих ножках. Что будет с несмышлёнышем? Съест, конечно.
А перед этим зажарит в русской печке. Скажете не так? А может,
оболгали Бабу Ягу в сказках? Ведь нет фактов, подтверждающих, что она
кого-то съела, несмотря на все обвинения в адрес старушки.
Никто не спорит, были у неё подобные намерения, но ведь ничего из
этого не вышло. Сообразительные Жихарка или Иванушка лесную волшебницу
всегда обманывают и саму её отправляют в пекло.
Вот и получается, что с точки зрения правосудия преступления не
произошло, а злой умысел — это ещё не сам проступок. Осуждать Ягу можно
лишь за негуманность.
А ещё Бабу Ягу обвиняют в том, что она ведьма... Напомню, что наши
предки ведьмами считали тех, кто знает, ведает... Сегодня о таких
говорят — экстрасенс.
Но ведь по описанию в сказках она не похожа на подлинных ведьм,
которые в ночь на Ивана Купалу слетаются на шабаш. Эти в силу своей
природы способны превратиться в птицу, предстать полевой мышью — словом,
оборотень.
А наша героиня ни в кого не превращается, не соблазняет добрых
молодцев своей греховностью, она даже не летает голой на метле,
передвигается в ступе чинно.
Более того, в трудной жизненной ситуации она сказочным людям
помогает. Именно к ней приходят, чтобы вернуть похищенную злодеем
красавицу. Яга помогает и ничего не просит взамен. Она, наоборот,
незваного гостя встречает будто родственника.
В баньке выпарит, накормит, даст совет, а то и волшебного коня и
оружие. Вообще Баба Яга — хранительница различных волшебных ремёсел.
Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить. Но вот
нерадивости и лени не прощает — обязательно накажет. Всё справедливо,
чего её бояться?!
Тайна имени
Вариантов толкований, версий на этот счёт очень много. Первая часть
имени волшебницы подсказывает, что она весьма преклонного возраста.
Ведь наши слова «баба, бабушка», «дед, дедушка» предназначены для
обозначения людей старшего поколения. Поэтому первая часть имени хозяйки
избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но ещё
указывает на её детородную немощь.
Вторая часть имени однозначной трактовке не поддаётся. В русском
языке слова «яга, ягая, ягинична» обозначали одежду из шкуры жеребёнка
или иную, но шерстью наружу.
В мифологии славян это был непременный атрибут костюма волшебника
подземного мира, нежити, или нечисти. Глагол «ягать» означал «браниться,
шуметь, бушевать».
Может быть, наши предки, называя «ягой» лесную женщину, отмечали её
вздорный характер или особенную одежду. Кстати, сходный персонаж есть в
мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую
волшебницу зовут Едзя (лесная старуха), или кошмар.
Магические атрибуты
Народная фантазия стремилась отразить Ягу непременно в уродливом виде
— так обычно представляли себе нечистую силу. То рог ей на лбу
пришлёпают, то огромный нос до потолка, то подслеповатостью одарят, то
припишут звериное обоняние.
Но самый чёткий признак Бабы Яги — её костяная нога. Реже в сказках
упоминается золотая нога. В любом случае с одной ногой у неё что-то
неладно. К чему бы это? А вот к чему.
В очень древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских
языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Её вместилищем
была особая маленькая косточка.
Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не
человек, а только дух, или навь. Навь, по славянским поверьям, — душа
предка, покойника.
Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мирa,
посредник между царством живых и мёртвых, мифологический персонаж,
лишённый живой души.
Почему Яга часто ездит в ступе? Ступа в славянской мифологии — это
транспорт мёртвых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу
и пест клали в могилы ещё четыре тысячи лет назад.
Яга в полёте пестом погоняет, метлой следы заметает. Общеизвестно,
что метла — специфическое женское орудие, связанное в представлении
древних с магией очистительной силы.
Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до
могилы надо было непременно промести. Иначе покойный найдёт путь домой с
погоста, вернётся, начнёт вредить людям.
Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была
смоделирована по образу славянского погоста — маленького домика мёртвых,
стоящего на столбах-опорах. В сказках они представлены как куриные
ножки тоже не случайно.
Курица — священная птица, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мёртвых славяне складывали прах покойного.
Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков
представлялись как окно, лаз в мир мёртвых, средство прохода в подземное
царство.
Вот почему сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих
ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых
людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Гостья из другой галактики
Удивительно, но версий происхождения Бабы Яги так много, что диву
даёшься. Каждая из них имеет право претендовать на открытие и премию.
Одна из них построена на основе изучения закономерностей информационных
искажений.
Автор её Юрий Росциус. Он выработал компьютерную программу,
позволяющую восстанавливать начальную информацию, исключая наслоившиеся
за тысячелетия всякого рода искажения.
Исследователь пришёл к выводу, что Землю в отдалённом прошлом, но уже
в пору существования на ней человека посетили представители
инопланетной цивилизации, среди которых была Баба Яга. Первые упоминания
о ней встречаются ещё у древнегреческих авторов VII — III веков до
нашей эры.
Так что наша героиня — это инопланетянка, прилетевшая в цилиндре
конической формы (ступе), сходном по конфигурации с обтекаемыми формами
современных самолётов, ракет, торпед.
Шум двигателя транспортного средства Яги для дикарей был непривычен,
потому что в природе таких нет. Почему бы не сравнить его с шумом от
реактивного двигателя?
На мысль об этом наталкивают ещё и слова сказочной формулы «метлой
след заметает». Заметает — значит, место метлы где-то сзади, в обратном
полёту направлении. Именно здесь располагается факел реактивного
двигателя.
Прибытие Бабы Яги сопровождается бурей и вывалом леса, что можно
отнести как на счёт действия баллистической волны, так и на счёт прямого
воздействия реактивной струи. Чем не версия? Вот и уродство Бабы Яги
можно объяснить разностью эстетических критериев.
Так, антропологи ХIХ века считали, что вьетнамцы очень некрасивы. Китайцы воспринимали европейцев как отвратительные создания.
Поэтому легко предположить, что Яга описывается старой и уродливой в
силу значительных отклонений её вида от земных канонов красоты.
Прилетела-то она с другой планеты, где иной ход эволюции, иной климат,
атмосфера и гравитационный режим.
Истинная арийка
А вот
ещё один вариант, объясняющий происхождение сказочной героини. Или
всё-таки реальной? Когда-то, примерно 13 тысяч лет назад, на Кольском
полуострове и северо-западе России существовали племена гипербореев.
Но гигантский катаклизм — резкое похолодание — вынудил их уйти на
Тибет, где впоследствии родилась цивилизация ариев. Примерно 5 тысяч лет
назад арии стали кочевать, в том числе через территорию современной
России, и разделились на два племени, которые расположились на
территории современной Германии и Северного Кавказа.
Часть кочевников осела на нашей территории, примерно в XII веке на
горе Маура, где жил тибетец-йог. И как водится, все остальные жители
почитали его и называли учителем.
У индусов есть такой термин «баба» (ударение на последний слог),
который переводится с санскрита как «мудрый учитель, наставник». В
общем, все его звали «баба-йог». В результате развития языка «баба»
превратился в бабу, а «йог» — в ягу.
Верить всему этому или нет? Но, как известно, в природе дыма без огня
не бывает. И уж если слухи о водяном, русалках и других подобных
существах держатся в народе более двух тысяч лет, то все они просто
обязаны существовать.
Марина КУДРЯШОВА