В 1962 году руководство СССР из-за постоянного военного и дипломатического давления США на Кубу приняло решение о развертывании на острове советского военного контингента и ракетных комплексов с ядерными боеголовками. Операция получила кодовое название «Анадырь». Таким образом Москва пыталась предотвратить вторжение американской армии на территорию Кубы и выстраивала ядерный паритет, так как ранее США разместили в Италии и Турции свои баллистические ракеты средней дальности.
В общей сложности на Кубу были переброшены три полка ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и два полка ракет Р-14 (16 пусковых установок) с дальностью действия от 2,5 до 4,5 тысячи километров. Общий ядерный потенциал дивизии при первом пуске достигал мощности в 70 мегатонн. Сформированная тогда сводная 51-я ракетная дивизия в составе пяти ракетных полков из разных дивизий обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов почти на всей территории Соединенных Штатов. Общая численность советской группировки должна была составлять от 44 до 60 тысяч человек.
Доставка спецсредств и личного состава на остров Свободы проводилась грузовыми и пассажирскими судами министерства морского флота СССР. Уже к октябрю 1962 года на Кубу были переброшены 47 тысяч человек, 24 пусковые установки Р-12, 42 ракеты к ним, около 45 ядерных боеголовок, 42 самолета Ил-28 в разобранном виде, а также боевая техника обычного назначения.
Хронология событий
14 октября американский разведчик У-2 в районе Сан-Кристобаля обнаружил и сфотографировал стартовые позиции ракетных войск СССР, а уже через два дня руководство ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди.
16-17 октября глава американского государства созвал совещание, на котором присутствовало все высшее военное и дипломатическое руководство страны. Военные предложили несколько вариантов действий: высадку войск США на острове, авиационный удар по стартовым площадкам и морской карантин.
22 октября Кеннеди выступил на центральном телевидении и сообщил гражданам США о решении объявить с 24 октября блокаду Кубы, а также привести в боевую готовность вооруженные силы страны. Начались переговоры с Москвой, а в Карибское море были направлены свыше 180 боевых кораблей США с 85 тысячами человек на борту. В боевую готовность также были приведены американские войска в Европе, 6-й и 7-й флоты, до 20% стратегической авиации находилось на боевом дежурстве.
23 октября первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев направил своему американскому коллеге письмо, в котором сообщал, что любое оружие, поставленное Кубе, предназначено только для ее обороны. В тот же день на заседании Совбеза ООН Генеральный секретарь У Тан обратился к обеим сторонам с призывом проявить сдержанность: Советскому Союзу — остановить продвижение кораблей в направлении Кубы, а США — предотвратить столкновение на море.
Однако 27 октября произошел инцидент, во время которого на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший позиционные районы ракетных войск СССР. Пилот погиб. Сразу после этого президент США принял решение о нанесении ударов по советским ракетным базам и о начале военного вторжения. Мир стремительно приближался к точке невозврата.
28 числа в Нью-Йорке стартовали советско-американские переговоры, которые завершили кризис. Москва согласилась на вывод своих войск и ракетных комплексов с территории Кубы в обмен на заверения Вашингтона о соблюдении неприкосновенности острова. При этом в конфиденциальном порядке Штаты должны были вывезти свои ракеты из Турции и Италии.
2 ноября Советский Союз демонтировал свои ракеты на Кубе, 21 ноября США сняли морскую блокаду. Кубинский кризис был преодолен.
Кто сохранил мир?
Вспоминая сложнейший геополитический кризис 60-х годов, доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО, генерал-лейтенант КГБ в отставке Николай Леонов сообщил, что «мир, конечно же, сохранили два человека — Никита Хрущев и Джон Кеннеди, однако именно за последним сохранялось окончательное решение, так как он сумел остановить своих «ястребов».
«Именно Кеннеди приструнил своих «ястребов», которые требовали более активных действий. Это мне стало известно во время разговора с покойным Макнамарой (Роберт Стрэйндж Макнамара — министр обороны США в 1961–1968 годах), который состоялся в Гаване, когда отмечалось 40-летие Карибского кризиса (2002 год). Макнамара рассказывал, что подавляющее большинство сотрудников аппарата Белого дома, руководства армии, флота и авиации стояли за нанесение удара по Кубе. И только небольшая группа людей, не более 25-30% сотрудников, включая Макнамару, это я вам передаю содержание нашей беседы, выступала за то, чтобы поискать пути политического решения этого конфликта»
На совещании президент Кеннеди задал всем присутствующим вопрос, гарантируют ли армия и флот, что ни одна атомная ракета не упадет на территорию США после нанесения Вашингтоном удара по Кубе.
«В тот момент генералы потупили глаза и сказали, что такой гарантии дать не могут. И тогда Кеннеди заявил, что не будет первым президентом США, который подвергнет собственную страну и свой народ атомному удару. Он отметил необходимость поиска других решений, поэтому и появились предложения, которые впоследствии были сформулированы в виде предложений американцев. Для всех «ястребов» решение президента было настоящим шоком. И как раз из этого я делаю вывод, что убийство Кеннеди было местью со стороны за то, что тогда он не решился на удар», - поведал Леонов.
Первой причиной возникновения кризиса действительно было желание советского партийного руководства защитить Кубу от практически неминуемой военной интервенции. Тут следовало бы вспомнить об операции «Запата» в бухте Кочинос (иногда называется «высадка в заливе Свиней»), которая была организована США в апреле 1961 года с целью свержения правительства Фиделя Кастро:
«И единственной формой спасения Кубы могла быть только акция возможного ракетного удара по территории США. При этом речь не шла об уничтожении Соединенных Штатов, речь шла о необходимости защитить Кубу от неизбежного вторжения. Так что это ни в коем случае не была операция наступательного характера, сколько бы не пыжились нынешние и прошлые пропагандисты, никто не собирался нападать на США, мы никогда на этом не концентрировались, мы даже мыслей таких не допускали. Никогда этого не было, ни в Суэцком кризисе 1956 года, ни на Кубе во время ракетного кризиса, никогда позже. Везде были защитные операции — не трогай и мы не тронем»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.