ЕГЭ в России стало самой будоражащей аббревиатурой. Факты неуспешности молодежи приписываются тому самому «эффекту ЕГЭ», а призывы отменить пресловутый экзамен появляются ровно каждый год. Преимущественно во время выпускных балов. Не стал исключением и 2024 год – в октябре парламентарии намерены рассмотреть законопроект об отмене Единого государственного экзамена. Похоже, что в этот раз инициатива по сносу ненавистного многими ЕГЭ сработает.
Попробуем с холодной головой разобраться, чего больше в процедуре экзамена – положительного или отрицательного.
Начнем с минусов.
Процедура ЕГЭ однозначно вымывает из школ талантливых педагогов, успешно освоивших методику подготовки школьников к экзамену. Обычно это учителя с большим стажем, осознавшие, что на ниве репетиторства они заработают достаточно, если не больше, чем в школе. И уходят, оставляя места молодежи, которым пару-тройку лет точно приходится адаптироваться к непростой школьной атмосфере. В ряде учебных заведений это ведет к реальному падению уровня образования и новому оттоку школьников к репетиторам.
Получается замкнутый круг, из которого выбраться непросто. Особенно родителям, требующим одновременно высокого качества образования и трепетного отношения к правам своих детей. За примерами далеко ходить не надо – закон о запрете телефонов на уроках фактически провалился. И немалая вина в этом родителей, которые наотрез отказались лишать своих чад электронных гаджетов. Так же проще.
Будет ли учитель после такого рваться на работу или уйдет в репетиторы, где станет работать с мотивированными учениками? Вопрос риторический.
Из вышесказанного вытекает еще один «бонус» ЕГЭ – это прямая зависимость от уровня доходов семьи и итоговыми баллами выпускника школы. Проще говоря, в России повторяется мировая тенденция, когда за хорошее образование придется платить.
Репетиторы, как ни крути – это серьезная нагрузка на семейный бюджет. Хотя и здесь есть нюансы. В последнее время получили распространение дистанционные групповые курсы, которые заметно дешевле традиционного формата «один на один».
Следующим минусом системы ЕГЭ, пусть и не очень явным, является неравнозначность уровня сложности экзамена из года в год. Особенно это прослеживается при поступлении в вузы, когда, к примеру, выпускники 2022 года выполняли ЕГЭ сложнее, чем в 2024 году. С одной стороны, так разработчики реагируют на запросы государства, которому время от времени требуется больше физиков, чем лириков. С другой стороны, манипулируют не обезличенными категориями, а судьбами выпускников.
Серьезную опасность представляет собой и запредельный уровень стресса выпускников 11-х классов. Особенно тех, кто поступает в престижные вузы с высокими проходными баллами. Процедура ЕГЭ в этой ситуации действительно виновна.
Например, в МГТУ им. Н. Э. Баумана теперь может подать документы любой одиннадцатиклассник из любой точки России. И на полных правах участвовать в конкурсе на бюджетные места. Это означает, что отбор будет жестче, а с ним и переживания абитуриентов. Еще бы – с выпускником элитного московского лицея будут конкурировать одаренные одиннадцатиклассники из Восточной Сибири и даже Дальнего Востока. Раньше такого действительно не было – у многих просто не было средств для проживания в столице на время подготовки и сдачи вступительных экзаменов.
И финальное по ЕГЭ – по стрессу и суицидам, связанным со страхом перед итоговой аттестацией – любая трагедия берет корни, прежде всего, в семье. Если родные и близкие создали условия для чрезмерной тревожности своего чада и возложили на него неподъемную миссию, то перманентная депрессия будет неизбежна. А при недостатке внимания, она еще чревата и суицидом.
То же самое, но под другим углом
Теперь о плюсах.
Когда мы говорим об «элитарности» высшего образования, требующего немалых средств на репетиторов, мы забываем, что было всего 24 года назад.
Эту эпоху обычно называют временем «до ЕГЭ». Система высшего образования, за небольшим исключением, была насквозь коррумпирована. Абитуриентов прямо принуждали оплачивать подготовительные курсы, а взятки брали и деньгами, и натуральными товарами. Из деревень в прямом смысле могли привести пару поросят, лишь бы драгоценное чадо поступило на нужный факультет.
Первые годы эксперимента с ЕГЭ ситуация даже усугубилась – деньги стали брать уже в экзаменационных комиссиях. Чего греха таить, учителя для высоких рейтингов помогали ученикам с наиболее сложными темами. Чаще всего совершенно безвозмездно. Но со временем система приступила к саморегуляции. Пришлось взять в руки кнут – за отдельные нарушения руководству пункта проведения ЕГЭ грозит уголовная ответственность.
Автор на данный момент не знает ни одного варианта обходного повышения итоговых баллов аттестации у выпускника. Разумеется, кроме классических шпаргалок, которыми одиннадцатиклассники пользуются в туалетах пунктов сдачи экзамена. Здесь пока вездесущие камеры наблюдения не поставили. Если читатели располагают действенными схемами, как в 2024 году можно было обойти ограничения и «подрисовать» недостающие баллы, просьба познакомить всех в комментариях.
Теперь об олимпиадах, в которых якобы все куплено, и места раздаются направо и налево. Действительно стоящие бонусы при поступлении в вузы получают призеры и победители финала Всероссийской предметной олимпиады. Но это считанные десятки одаренных детей по всей стране каждый. Они абсолютно никакой погоды в общей статистике не делают. Победители и призеры региональных олимпиад получают лишь дополнительные баллы при поступлении в вузы – не более 10. За это, согласитесь, не стоит платить свои кровные.
Недоброжелатели пытаются представить ЕГЭ сборищем тестов, решение которых можно просто угадать. Либо «натаскаться» и выполнить задания автоматически, не вдаваясь в суть вопроса. Для примера приведем задание по биологии:
«У человека аллели генов атрофии зрительного нерва и ихтиоза (заболевания кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцеплено с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца – атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните».
Для разнообразия метнемся в диаметрально противоположную область – в ЕГЭ по литературе. Задание из демонстрационного варианта:
«Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX века (с указанием автора), в котором картины природы отражают эмоциональное состояние лирического героя. В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н. А. Заболоцкого?»
В качестве варианта предлагается на выбор иное задание:
«Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), которое обращено к возлюбленной. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. А. Заболоцкого?»
Для особо пытливых приведем стихотворение, с которым предлагается работать выпускнику в данных заданиях:
Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина, Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг, Мне на закате ответила вдруг? Кто мне откликнулся в чаще лесной? Ты ли, которая снова весной Вспомнила наши прошедшие годы, Наши заботы и наши невзгоды, Наши скитанья в далёком краю, – Ты, опалившая душу мою? Кто мне откликнулся в чаще лесной? Утром и вечером, в холод и зной, Вечно мне слышится отзвук невнятный, Словно дыханье любви необъятной, Ради которой мой трепетный стих Рвался к тебе из ладоней моих… (Н. А. Заболоцкий, 1952).
Главный вопрос – необходимы ли в данных заданиях аналитические знания и логические рассуждения?
По мнению инициаторов перемен, именно данные категории напрочь отсутствуют в бланках заданий ЕГЭ.
Все желающие могут познакомиться с типовыми заданиями государственного экзамена на ресурсах Федерального института педагогических измерений. И попытаться найти варианты, требующие тупого натаскивания. Или «проставления галочек в клеточках», о чем говорят парламентарии. Впрочем, самые ярые противники найдут элементы оболванивания даже в приведенных выше примерах.
Всем сторонникам запрета ЕГЭ стоит ответить на вопрос – на что предлагаете заменить итоговую аттестацию?
Если брать в расчет абитуриентов, то отмена экзамена в школе кратно усложнит им жизнь. И заметно ограничит выбор жизненного пути.
Кто сказал, что для поступления в престижный вуз не нужен будет репетитор? Только теперь еще необходимо будет сдавать экзамены последовательно в несколько университетов.
ЕГЭ сейчас позволяет подавать документы в пять вузов. Что будет после отмены?
Одиннадцатиклассник, не планирующий дальнейшее обучение в вузе, сейчас сдает совершенно символические ЕГЭ по базовой математике и русскому языку. Простите, но если школьник не в состоянии набрать минимальные баллы на этих экзаменах, то ему обратно за школьную парту. Впрочем, самые благоразумные обычно вообще не идут в 10–11 классы и выбирают карьеру после 9 класса. И это правильно.
Все говорит о том, что ЕГЭ все-таки запретят. Как запретили в высшем образовании Болонскую систему, но двухуровневое обучение осталось. Вроде боролись с бакалаврами и магистрами, но они до сих пор на месте. Видоизменились не принципиально.
И еще пример.
Недавно переименовали ГИБДД обратно в ГАИ. Что-то подобное провернут и с ЕГЭ. Страшные буквы заменят чем-то новым, но суть, скорее всего, не поменяется. Потому что, на наш взгляд, достойной альтернативы существующей процедуре итоговой аттестации нет, и не предвидится.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.