13 ноября 1985 года не стало Александра Покрышкина
Он не раз становился первым и наводил ужас на врага: как на юных лётчиков Люфтваффе, так и на прославленных асов. Знаменитое «Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» звучало в немецком радиоэфире без шифровки.
«Всё время я писал письма...»
Путь Александра Ивановича в авиацию был извилист. Ещё в детстве, увидав агитсамолёт, маленький Покрышкин определил своё будущее: «Потрогал я стоящий самолёт, пощупал его крылья и сказал: буду только лётчиком!».
В 32-м, по комсомольской путёвке, его направили в аэроклуб, но там полетать практически не удалось, зато какова была радость, когда Александр узнал, что его отправляют в авиашколу! Правда, продлилась радость не долго: это была школа авиатехников… Её будущий ас закончил с отличием, после чего, в 34-м, был направлен техником в Краснодар. Кубанская земля сыграла решающую роль в судьбе будущего грозы немецких асов, а уже во время войны именно в кубанском небе зажглась звезда первого Трижды Героя Советского Союза.
Техник Покрышкин заваливал руководство рапортами с просьбой отпустить его в лётное училище, самостоятельно изучал историю авиации, физику, физиологию, математику и начертательную геометрию. Рапорты, адресатами которых были, в том числе, Ворошилов (нарком обороны) и Алкснис (командующий ВВС РККА) оставались без ответа. Стремящийся в небо техник сконструировал тренажер, на котором отработал все элементы полёта, а уйдя в очередной отпуск обратился в краснодарский аэроклуб, где за 17 дней освоил двухлетнюю программу. Тогда начальник аэроклуба заявил, что Покрышкин — первый, кто смог получить лётное удостоверение за три недели…
К следующему рапорту Александр Иванович это удостоверение и приложил. Сработало: в конце 38-го техника отправили слушателем в Качинскую военную авиашколу. Через 9 месяцев он и её окончил с отличием. Программа, кстати, была рассчитана на 3 года. Талантливого курсанта хотели оставить инструктором, но тот добился определения в истребительный авиаполк. Так он оказался возле румынской границы, где старшего лейтенанта Покрышкина и застала война.
«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны»
Первым же самолётом, который сбил будущий ас, оказался советский Су-2. Тогда ближний бомбардировщик был новинкой и его силуэт не был знаком истребителю. Реабилитировался лётчик уже 26 июня, сбив свой первый Bf.109.
В начале войны он летал на МиГ-3 — великолепном высотном перехватчике, самом быстром серийном истребителе того времени. Вот только на больших высотах целей не было, а на малых и средних (где и проходили воздушные бои на Восточном фронте Второй мировой) МиГ заметно уступал немецким Мессершмиттам. К тому же самолёт был довольно сложен в пилотировании. В основном полк Покрышкина вылетал на разведку и штурмовку наземных целей. К концу 41-го лётчик имел 190 боевых вылетов, 144 из которых — как раз на штурмовку.
Свой первый Орден Ленина Покрышкин получил в конце 41-го: несмотря на совершенно нелётную погоду (двое пилотов разбились, пытаясь взлететь) Александр Иванович поднялся в воздух, разыскал местонахождение танков фон Клейста и на последних парах бензина смог вернуться на аэродром. Официальный боевой счёт лётчика к тому времени составил 2 сбитых лично и один в группе.
Воевать приходилось в тяжелейших условиях постоянного отступления. Анализируя личный опыт, воздушные бои и вылеты товарищей, он пришёл к пониманию несовершенства советской истребительной тактики. Свои наблюдения, выводы, мысли он записывал в тетрадь.
В начале марта 42-го его 55-й истребительный полк был переименован в 16-й гвардейский. Летом того же года Покрышкин получил под своё командование эскадрилью. Смелый и честный, лётчик не раз высказывал свои мысли по поводу совершенствования тактики боя, но не находил поддержки у своего комполка Исаева. В итоге, после стычки с соседями, был исключён из партии, лишился должности и едва не отправился под трибунал. Спас лётчика комиссар полка: Александра Ивановича восстановили. К концу лета полк отправили переучиваться на Як-1 и американский P-39. За весь 42-й на официальный счёт Покрышкина добавился один лично сбитый немец и один сбитый в группе.
«Я сросся с самолётом...»
На Фронт 16-й гвардейский вернулся 8 апреля 43-го. В первом же боевом вылете на «Аэрокобре» (9 апреля) Покрышкин сбил мессер. Всего за апрель на его счёт добавилось 10 гитлеровцев, май прибавил ещё 12, июнь — 2. Покрышкин яростно защищал Кубань, где получил путёвку в небо. 24 апреля — первая Золотая Звезда.
Он оказался настоящим гением тактики воздушного боя: деморализовал противника, сбивая ведущего, не боялся атаковать превышающие силы противника, широко применял приёмы воздушного боя. Именно он считается автором знаменитой «кубанской этажерки». Тогда же в немецком радиоэфире всё чаще стало звучать «Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» — «Внимание, в небе Покрышкин». Его «наука побеждать» — легендарная «Высота — скорость — маневр — огонь!» обрела плоть и показала свою эффективность. Ас получил всесоюзную славу, став настоящим символом первой крупной победы советской авиации над германской. Однажды в полковой рации раздался немецкий крик: «Да сколько их, Покрышкиных?!»...
Получив возможность применять свои теории на практике, возрастной Покрышкин (а он был старше других лётчиков полка) стал настоящим учителем и наставником для своих подчинённых. Достаточно сказать, что за годы войны однополчане и ученики Покрышкина выполнили четырнадцать тысяч боевых вылетов, провели около тысячи воздушных боёв и сбили больше шестисот немцев. Плюс разведка, плюс штурмовка...
После Кубани — Миус, Донбасс, Мелитополь, Крым — всё это только 43-й год. 24 августа 43-го грудь Покрышкина украсила вторая Золотая Звезда — за 30 сбитых. К концу года на его счету было уже 50 подтверждённых побед в 135 воздушных боях.
В начале 44-го полк отвели на переформирование, а Покрышкину предложили службу в Главном штабе ВВС — готовить пилотов. Ас отверг предложение, оставшись в полку, а в мае — возглавив его. Правда, уже в июне он стал полковником и командиром 9-й гвардейской авиадивизии.
Новое назначение уже не позволяло активно сражаться в небе, да и командование старалось беречь лётчика. Чтобы продолжать приносить пользу, полковник приказал смонтировать на его самолёте бомбодержатели и иногда вылетал на штурмовку. 19 августа 44-го, за 53 сбитых лично, Покрышкин, впервые в истории, был награждён третьей Золотой Звездой. Во время Львовско-Сандомирской операции (лето 44-го) одержал две свои последние официальные победы, последний же боевой вылет совершил 30 апреля 45-го,а его авиадивизия получила почётное наименование «Берлинская».
«Не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы»
Реальный боевой счёт Покрышкина неизвестен: сам он, человек не честолюбивый, упоминал примерно 90 сбитых. Известны случаи, когда он отдавал победы своим подчинённым, даря им уверенность и веру в свои силы. Да и так ли важна точная цифра побед человека, на чьих боях учились советские лётчики? Однополчане и ученики Покрышкина — дважды Герои Клубов и Речкалов, Герои Бабак, Бондаренко, Голубев, Искрин, Карпович, Лукьянов, Селиверстов, Старчиков, Сухов, Трофимов, Труд, Фадеев, Фёдоров, Фигичев. Эти фамилии — гордость нашей авиации. Сам же Покрышкин гордился тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он вёл в бой.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Литературная минутка. Андрей Вознесенский. Из либретто рок-оперы "Юнона" и "Авось": В море соли и так до черта, Морю не надо слез, Морю не надо слез. Наша вера верней расчета, Нас вывозит "Авось", Нас вывозит "Авось". Нас мало, нас адски мало, А самое главное, что мы врозь, Но из всех притонов, из всех кошмаров Мы возвращаемся на "Авось". Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось, Чтобы смелее жилось Под Российским небесным флагом И девизом "Авось", И девизом "Авось". Нас мало и нас все меньше, И парус пробит насквозь, Но сердца забывчивых женщин Не забудут, авось! Не забудут, авось!.. В море соли и так до черта, Морю не надо слез, Морю не надо слез. Наша вера вернее расчета, Нас вывозит "Авось", Нас вывозит "Авось". От ударов на наши плечи Гнется земная ось, Гнется земная ось. Только наш позвоночник крепче, Не согнемся, авось. Не согнемся, авось. Вместо флейты подымем флягу, Чтобы смелее жилось, Чтобы смелее жилось Под Российским Андреевским флагом И девизом "Авось", И девизом "Авось". Да будет судьба России крылата парусами!.. Матерь Богородица! Спаси и помилуй! Парус новорожденный в бурях проведи! Пожелай, как водится, чтобы нам под килем было восемь футов голубой воды!
Кобра легко валилась в плоский штопор. Не помню фамилию нашего пилота демонстрирующего выход из плоского штопора на Кобре. Американцы прозвали его Ниагара, он выполнял полёт над Ниагарским водопадом. За, это он был награждён золотой гусеницей, эта награды была для пилотов выживших в экстремальных условиях.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]