Почему скорость движения судна на море измеряют в узлах
Узел – это международная единица измерения
скорости, которая применяется в мореходной и авиационной практике,
являясь основной единицей скорости в навигации. Но почему она так
называется? Сейчас расскажем.
Стоит отметить, что
узел является единственной широко распространённой единицей скорости,
имеющей собственное название. Десятичные приставки, служащие для
образования кратных и дольных единиц, с узлом не используются. Узел —
это самостоятельная единица измерения, которая применяется без добавок
вроде «в час» или «в секунду». Один узел равен скорости равномерного
движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну
морскую милю.
По международному определению, один узел таким
образом равен 1852 м/ч или 0,51444 м/с. Эта единица измерения, хотя и
является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами
Международной системы единиц. В России узел допущен к использованию в
качестве внесистемной единицы без ограничения срока действия с областью
применения «морская навигация». Узел входит в Общероссийский
классификатор единиц измерения.
Распространённость узла как
единицы измерения связана со значительным удобством его применения в
навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль
меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической
широты. Происхождение названия этой единицы связано с использованием
ручного лага – прибора для измерения скорости судна, в простейшем
варианте представлявшем собой доску, привязанную к длинному тросу (линю)
таким образом, чтобы при выбрасывании за борт движущегося судна она
тормозилась о воду.
На лине были завязаны узелки на одинаковом
друг от друга расстоянии – оно заранее подбиралось таким образом, чтобы
количество узлов на выброшенном за борт лаге, прошедших через руку
измеряющего за определённое время, численно равнялось скорости судна,
выраженной в морских милях в час. Измерения скорости всегда выполняли с
подветренной стороны, чтобы вывести лаг в кильватер, поскольку при
плавании под парусами он всегда отклонялся к наветренной стороне.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.