13 ноября 1985 года не стало Александра Покрышкина
Он не раз
становился первым и наводил ужас на врага: как на юных лётчиков
Люфтваффе, так и на прославленных асов. Знаменитое «Achtung! Pokryshkin
ist in der Luft!» звучало в немецком радиоэфире без шифровки.
«Всё время я писал письма...»
Путь
Александра Ивановича в авиацию был извилист. Ещё в детстве, увидав
агитсамолёт, маленький Покрышкин определил своё будущее: «Потрогал я
стоящий самолёт, пощупал его крылья и сказал: буду только лётчиком!».
В
32-м, по комсомольской путёвке, его направили в аэроклуб, но там
полетать практически не удалось, зато какова была радость, когда
Александр узнал, что его отправляют в авиашколу! Правда, продлилась
радость не долго: это была школа авиатехников… Её будущий ас закончил с
отличием, после чего, в 34-м, был направлен техником в Краснодар.
Кубанская земля сыграла решающую роль в судьбе будущего грозы немецких
асов, а уже во время войны именно в кубанском небе зажглась звезда
первого Трижды Героя Советского Союза.
Техник Покрышкин
заваливал руководство рапортами с просьбой отпустить его в лётное
училище, самостоятельно изучал историю авиации, физику, физиологию,
математику и начертательную геометрию. Рапорты, адресатами которых были,
в том числе, Ворошилов (нарком обороны) и Алкснис (командующий ВВС
РККА) оставались без ответа. Стремящийся в небо техник сконструировал
тренажер, на котором отработал все элементы полёта, а уйдя в очередной
отпуск обратился в краснодарский аэроклуб, где за 17 дней освоил
двухлетнюю программу. Тогда начальник аэроклуба заявил, что Покрышкин —
первый, кто смог получить лётное удостоверение за три недели…
К
следующему рапорту Александр Иванович это удостоверение и приложил.
Сработало: в конце 38-го техника отправили слушателем в Качинскую
военную авиашколу. Через 9 месяцев он и её окончил с отличием.
Программа, кстати, была рассчитана на 3 года. Талантливого курсанта
хотели оставить инструктором, но тот добился определения в
истребительный авиаполк. Так он оказался возле румынской границы, где
старшего лейтенанта Покрышкина и застала война.
«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны»
Первым
же самолётом, который сбил будущий ас, оказался советский Су-2. Тогда
ближний бомбардировщик был новинкой и его силуэт не был знаком
истребителю. Реабилитировался лётчик уже 26 июня, сбив свой первый
Bf.109.
В начале войны он летал на МиГ-3 — великолепном
высотном перехватчике, самом быстром серийном истребителе того времени.
Вот только на больших высотах целей не было, а на малых и средних (где и
проходили воздушные бои на Восточном фронте Второй мировой) МиГ заметно
уступал немецким Мессершмиттам. К тому же самолёт был довольно сложен в
пилотировании. В основном полк Покрышкина вылетал на разведку и
штурмовку наземных целей. К концу 41-го лётчик имел 190 боевых вылетов,
144 из которых — как раз на штурмовку.
Свой первый Орден Ленина
Покрышкин получил в конце 41-го: несмотря на совершенно нелётную погоду
(двое пилотов разбились, пытаясь взлететь) Александр Иванович поднялся в
воздух, разыскал местонахождение танков фон Клейста и на последних
парах бензина смог вернуться на аэродром. Официальный боевой счёт
лётчика к тому времени составил 2 сбитых лично и один в группе.
Воевать
приходилось в тяжелейших условиях постоянного отступления. Анализируя
личный опыт, воздушные бои и вылеты товарищей, он пришёл к пониманию
несовершенства советской истребительной тактики. Свои наблюдения,
выводы, мысли он записывал в тетрадь.
В начале марта 42-го его
55-й истребительный полк был переименован в 16-й гвардейский. Летом того
же года Покрышкин получил под своё командование эскадрилью. Смелый и
честный, лётчик не раз высказывал свои мысли по поводу совершенствования
тактики боя, но не находил поддержки у своего комполка Исаева. В итоге,
после стычки с соседями, был исключён из партии, лишился должности и
едва не отправился под трибунал. Спас лётчика комиссар полка: Александра
Ивановича восстановили. К концу лета полк отправили переучиваться на
Як-1 и американский P-39. За весь 42-й на официальный счёт Покрышкина
добавился один лично сбитый немец и один сбитый в группе.
«Я сросся с самолётом...»
На
Фронт 16-й гвардейский вернулся 8 апреля 43-го. В первом же боевом
вылете на «Аэрокобре» (9 апреля) Покрышкин сбил мессер. Всего за апрель
на его счёт добавилось 10 гитлеровцев, май прибавил ещё 12, июнь — 2.
Покрышкин яростно защищал Кубань, где получил путёвку в небо. 24 апреля —
первая Золотая Звезда.
Он оказался настоящим гением тактики
воздушного боя: деморализовал противника, сбивая ведущего, не боялся
атаковать превышающие силы противника, широко применял приёмы воздушного
боя. Именно он считается автором знаменитой «кубанской этажерки». Тогда
же в немецком радиоэфире всё чаще стало звучать «Achtung! Pokryshkin
ist in der Luft!» — «Внимание, в небе Покрышкин». Его «наука побеждать» —
легендарная «Высота — скорость — маневр — огонь!» обрела плоть и
показала свою эффективность. Ас получил всесоюзную славу, став настоящим
символом первой крупной победы советской авиации над германской.
Однажды в полковой рации раздался немецкий крик: «Да сколько их,
Покрышкиных?!»...
Получив возможность применять свои теории на
практике, возрастной Покрышкин (а он был старше других лётчиков полка)
стал настоящим учителем и наставником для своих подчинённых. Достаточно
сказать, что за годы войны однополчане и ученики Покрышкина выполнили
четырнадцать тысяч боевых вылетов, провели около тысячи воздушных боёв и
сбили больше шестисот немцев. Плюс разведка, плюс штурмовка...
После
Кубани — Миус, Донбасс, Мелитополь, Крым — всё это только 43-й год. 24
августа 43-го грудь Покрышкина украсила вторая Золотая Звезда — за 30
сбитых. К концу года на его счету было уже 50 подтверждённых побед в 135
воздушных боях.
В начале 44-го полк отвели на
переформирование, а Покрышкину предложили службу в Главном штабе ВВС —
готовить пилотов. Ас отверг предложение, оставшись в полку, а в мае —
возглавив его. Правда, уже в июне он стал полковником и командиром 9-й
гвардейской авиадивизии.
Новое назначение уже не позволяло
активно сражаться в небе, да и командование старалось беречь лётчика.
Чтобы продолжать приносить пользу, полковник приказал смонтировать на
его самолёте бомбодержатели и иногда вылетал на штурмовку. 19 августа
44-го, за 53 сбитых лично, Покрышкин, впервые в истории, был награждён
третьей Золотой Звездой. Во время Львовско-Сандомирской операции (лето
44-го) одержал две свои последние официальные победы, последний же
боевой вылет совершил 30 апреля 45-го,а его авиадивизия получила
почётное наименование «Берлинская».
«Не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы»
Реальный
боевой счёт Покрышкина неизвестен: сам он, человек не честолюбивый,
упоминал примерно 90 сбитых. Известны случаи, когда он отдавал победы
своим подчинённым, даря им уверенность и веру в свои силы. Да и так ли
важна точная цифра побед человека, на чьих боях учились советские
лётчики? Однополчане и ученики Покрышкина — дважды Герои Клубов и
Речкалов, Герои Бабак, Бондаренко, Голубев, Искрин, Карпович, Лукьянов,
Селиверстов, Старчиков, Сухов, Трофимов, Труд, Фадеев, Фёдоров, Фигичев.
Эти фамилии — гордость нашей авиации. Сам же Покрышкин гордился тем,
что по его вине не погиб ни один из тех, кого он вёл в бой.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.