Потерявшиеся во Вселенной
Воистину центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос о месте человека и жизни во Вселенной.
Во все времена человечество искало ответ на этот вопрос, и в разные
эпохи, в различных культурах и традициях оно находило на него разные
ответы.
Перенесёмся мысленно в средние века. Люди того времени полагали, что
их мир – это поверхность плоской Земли, плавающей на китах в Мировом
океане и накрытой звёздным куполом. Не будем иронизировать по поводу
такой модели мира, обратим внимание на другое – на то, как воспринимал
сам себя человек той поры во Вселенной. А воспринимал он свой мир как
центр Вселенной. Ведь планеты и звёзды вращались вокруг этого мира, даже
яркое Солнце поднималось над горизонтом и уходило за него по кругу, в
центре которого (в любой точке Земли) всегда был наблюдатель. Да и весь
космос был «на службе» у человека: Солнце освещало и грело Землю, ночью
Луна светила в темноте, звёзды подсказывали путь мореплавателю, планеты –
судьбу правителю, кометы предупреждали о грядущих катаклизмах. Вот уж
действительно, «всё на благо человека, всё во имя его».
И одновременно мир человека был центром иерархической Вселенной. От
него вверх шла лестница, через святых (просвещённых), ангелов и
архангелов, к Богу. Но была и лестница вниз, которая спускалась к
зверям, гадам, чертям, камням, хаосу и тьме вечной.
Всё было понятно и логично. Но вот начиная с Коперника на место этой
прекрасной картины мира приходит новое, чисто научное мировоззрение.
Первое потрясение основ было произведено осознанием того факта, что
центром мира была не Земля, а Солнце. Вторым потрясением – открытие
того, что наше светило – одна из заурядных звёзд галактики (Млечного
пути), в которой таких звёзд около 100 миллиардов. Но и это не было
пределом. «Хаббл» открыл мир множества галактик и определил расстояния
до самых далёких из них. Оказалось, что все они разлетаются друг от
друга с огромной скоростью. Российский математик и одновременно военный
лётчик А.А. Фридман предложил логичную для ХХ века – века войн и
разрушений – гипотезу: Вселенная родилась в результате взрыва. Новый
образ, видимо, был порождён характером того времени, когда рушился не
только старый социальный мир, но и прежняя картина Вселенной. Это был в
первую очередь взрыв в общественном сознании, который разрушил привычное
миропредставление. И после него никогда уже человечеству не собрать из
осколков зеркало мира, не вернуть детской уверенности, что Земля – центр
Вселенной, что Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Унылая и, я бы сказал, трагическая картина мироздания рисуется
современной наукой. Недаром ещё В.И. Вернадский, который очень остро
понимал этот трагизм, писал: «Увеличивая мир до чрезвычайных размеров,
новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми
его интересами и достижениями – низводило все явления жизни – на
положение ничтожной подробности в Космосе».
Ничтожная подробность… Вряд ли мы до конца осознаем, насколько эта
картина мира проникает во все поры нашего сознания, вплоть до личных и
самых глубоких трагедий отдельных людей, которые не могут найти смысла в
животном и кратковременном пребывании на поверхности микроатома
огромного мира.
Эта картина способна внушить только ужас и страх любому, кто всерьёз
попытается представить себе место жизни в этом гигантском мире, – она
оставляет после себя вселенское уныние и тоску. Недаром известный
космолог П. Дэвис пишет, что «человечество так и не смогло полностью
оправиться от интеллектуального шока, порождённого тем, что Земля
утратила свои привилегии».
На своё место
Познание часто достигает предела, за которым неожиданно
обнаруживается новый горизонт. Крайности сходятся, а отрицание порождает
отрицание самого себя.
Изгнание наукой человека из геометрического центра мира, как это ни
парадоксально, привело к тому, что жизнь вновь оказалась в центре
Вселенной, правда, в центре особого типа – в центре иерархии Вселенной.
Сергей Сухонос