Входы в подземный мир: почему четыре первые по глубине пещеры — в России
«Провалы плача» — хорошее, звучное название для вертикальных колодцев уходящих куда-то к корням гор. Капли воды падают сотни метров, прежде чем удариться о стены, порождая гулкое это, и рассеяться в пыль, снова скопиться, отяжелеть и сорваться вниз с выступов. Тоннель резонирует и гудит от вечной, не прекращающейся тысячу за тысячей лет капели. Этот звук, гуляющий между скользких стен, сводит с ума…
Речь о компактно расположенных пещерах имени Верёвкина (глубина 2212 метров), Крубера (2199 метров), Сарма (1830) и Снежной (1760 метров). Причём, глубины не окончательные. Из года в год они растут, благодаря усилиями спелеологов, проникающих всё дальше сквозь узости и сифоны. Так что, пещеры будто бы, извиваясь, тянутся к центру Земли. Тянутся наперегонки. До недавнего времени Крубера-Воронья лидировала.
Уместен, однако, вопрос, почему четыре первые по глубине пещеры находятся в России, если расположены входы в них в районе Нового Афона — на севере Абхазии. Это, правильный, хороший вопрос. Но лежащий вне компетенции науки. Поэтому, стоит сразу перейти ко второму: почему глубочайшие?
Пещеры, как, — хочется думать, — должно быть известно, это русла подземных рек, протачивающих извилистые ходы в растворимых породах. В 99% случаев, включая все случаи пещер крупных размеров, это — известняки. Просачивающаяся с поверхности сквозь микротрещины в камне вода насыщается углекислотой и набирает растворяющую силу не сразу. Так что, пещера начинает расти не с самой поверхности. Пустота, возникающая в результате выноса растворённой породы током воды дальше по трещинам, постепенно расширяется по мере ухода пещеры в глубину.
Со временем, обвалы открывают верхние входы в систему. Обычно, их несколько, но, исключая случаи, когда в открывшийся провал низвергается «верхний» ручей, это не те отверстия, через которые внутрь пещеры попадает вода. Подземная река по-прежнему питается каплями, просачивающимися сквозь камень.
С выходами сложнее. Они всегда есть, но могут иметь вид бьющих из-под земли родников. Чем дальше вниз, тем более труднопроходимыми становятся пещеры упоминавшиеся выше. Ствол распадается на узкие коридоры, часто перекрытые завалами или сифонами, — то есть, частично затопленные.
Но, кстати, о глубине. Как и положено, вода сочится по трещинам вниз, пока не достигнет нерастворимого слоя. Обширные пещеры часто плоские, — в толще камня река течёт по каменному же «дну» с небольшим уклоном. Иногда, и это дно воде удаётся разъесть, и тогда в растворённых породах ниже образуются новые ярусы… Но и это, максимум, ещё десятки метров в глубину. Стать глубокой, — имея ввиду расстояние между входом и нижней разведанной точкой, —пещера имеет шанс при большой протяжённости по горизонтали, за счёт уклона пластов. Потому что… сам слой известняка имеет толщину десятки, реже сотни метров.
Известняковые породы формируются преимущественно биогенными отложениями на дне моря. Но, поскольку фотосинтез и создание биомассы происходит нанебольшой глубине, не может быть слишком велика и толщина образующихся миллионами лет отложений. Разве что, дно океана всё это время опускается за счёт крена континентальной плиты.
Пещеры в Абхазии так глубоки, поскольку процессы горообразования в этом регионе наклонили пласт известняка. И наклонилине так уж сильно: при глубине около 2 километров, длина пещер от 17 до 40 километров. По этому, вертикальные колодцы с вечной капелью чередуются с куда более протяженными наклонными и горизонтальными участками. Тем не менее, подземной воде в северной Абхазии есть куда «копать». Спускаясь от близких к вершинам склонов гор почти к уровню моря, она так не достигает нерастворимых пород.
Пещеры данной группы относятся к числу растущих. То есть, создавшие их подземные потоки не пересохли. Хотя и различаются полноводностью. Если в пещере Крубера ток воды на вертикальных участках напоминает дождь, то по Снежной течёт ручей с водопадами, крупнейшие из которых имеют высоту десятки метров при расходе воды от 50 до 200 (как отмечалось выше, вода поступает из стен и с увеличением глубины её всё больше) литров в секунду.
«Крутые» пещеры не слишком богаты достопримечательностями и, особенно, обширными залами. Во-первых, потому что ещё молоды. Объём полостей растёт, но пока, как следует, не вырос. Во-вторых же, потому что уклон велик и вода течёт слишком быстро, чтобы уделить должное внимание растворению того, с чем соприкасается. Тем не менее, в Снежной пещере, — самой пологой из всех, — появились уже протяжённые галереи полные пещерных чудес, — гипсовых антолитив, кристаллов гидромагнезита и ветвистых ростков арагонита. В прочих с достопримечательностями хуже.
Не слишком богат и живой мир подземелий. Расселения из пещеры в пещеру под землёй, практически, не происходит, и для формирования фауны требуется время. Пока ещё виды с поверхности приспособятся к условиям каждой. На данный момент в вертикальных пещерах обитают преимущественно коллемболы. Но они — везде есть. Даже в снегах Антарктиды.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.