Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Понедельник, 16.06.2025, 00:54
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 43
Пользователей: 41
Сейчас комментируют: 2


Новости сегодня
Сегодня материалов нет

Новости готовят...

Новостей: 39328

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11930

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3034

В архиве: 4005

Новостей: 1358

В архиве: 338

Новостей: 1318

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 949

В архиве: 6964

Новостей: 901

В архиве: 0

Календарь
«  Май 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1539]Астрономия и космос [1613]Бывает же такое! [2263]
Гипотезы, версии, прогнозы [6507]Дом, сад, кулинария [1317]Животные и растения [621]
Здоровье, человек [2328]Искусство, поэзия [693]История, археология, судьбы [8366]
Мир вокруг нас [1800]Наука и технологии [1507]Непознанное [3580]
НЛО, уфология [263]Новости, общество, в мире [24152]Психология и отношения [698]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [968]Стихия, климат, экология [1308]
Фильмы и видео [1260]Частное мнение [2957]Это интересно! [3082]
Юмор, афоризмы, притчи [1171]


07:17
«Вечная борьба» и война в философии Макса Вебера


Внимание к войне, её причинам и закономерностям не ослабевает как со стороны политиков, так и со стороны философов, политологов, социологов и прочих мыслителей. Древнегреческий философ Гераклит утверждал, что война есть отец всех вещей. В международных отношениях фактор войны рассматривается как базовый, а мир определяется по отрицательному критерию (отсутствие войны). Одно из самых известных определений войны дал немецкий стратег, основатель теории войны Карл фон Клаузевиц. В своем трактате о военном искусстве война определена как «продолжение политики другими средствами» [2].

Мысль о том, что борьба (а следовательно, и война как форма борьбы) – отец всего существующего, развивалась еще Гераклитом, а затем отчасти была поддержана Томасом Гоббсом, утверждавшим, что война естественна и изначальна. Для Гегеля борьба противоположностей являлась источником развития, Р. Штейнметц демонстрировал важнейшую роль войны в становлении человеческой культуры, а Ф. Ницше видел в борьбе волю к власти.

В исторической социологии немецкого социолога, философа и историка Макса Вебера война и насилие присутствуют повсеместно. Война – это своего рода естественное явление в истории государств, форма неизбежной «вечной борьбы национальных государств»; она проистекает из самой структуры общества. Вебер, несомненно, рассматривал конфликт как постоянный и многосторонний аспект социальной реальности.

Взгляды Вебера на конфликт, борьбу и войну и рассмотрим в данном материале.

О социально-политической методологии Вебера

Макс Вебер, пожалуй, наиболее выдающийся социальный теоретик XX века и известен как один из основоположников современной социальной науки наряду с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом. Его взгляды складывались в последние годы эпохи Бисмарка.

Следует отметить два ключевых аспекта социально-политической методологии Вебера:

Во-первых, он не признавал предопределенности, неизбежности в историческом развитии и критиковал идею объективных закономерностей, лежащую в основе концепции Карла Маркса.

Концепция Маркса была основана на идее объективности предмета социального познания: общество и его развитие рассматривались как естественно-исторический процесс, который подчиняется своим внутренним объективным закономерностям. Вебер, в свою очередь, считал, что социальные явления могут иметь несколько различных причин, и полагал, что невозможно даже гипотетически допустить существование в истории каких-либо «объективных» закономерностей, определяющих её ход и направленность.

М. Вебер, в отличие от К. Маркса, считал противопоставление капитализма и социализма бессмысленным, т. к. бюрократическая рационализация как основа современного общества выживет при любом режиме собственности [3]. Версия, согласно которой экономический фактор является определяющим, представлялась Веберу совершенно дискредитировавшей себя с научной точки зрения.

Во-вторых, Вебер признавал борьбу, господство и насилие основой общественной жизни. В его представлении определяющие черты общества – не узы и ценности, связывающие людей, а конфликты, противоречия, конкуренция. Мир – это арена борьбы между индивидами и нациями. До Первой мировой войны Вебер пользовался дарвинистскими понятиями борьбы за существование и естественного отбора. Конфликт являлся, по его мнению, основой социальных отношений [4].

Понятие конфликта у Вебера
Конфликт, утверждал Вебер, «является неотъемлемым элементом всей культурной жизни». Мир — это не противоположность конфликту, а скорее «изменение форм конфликта, или сторон конфликта, или объектов конфликта — и ничего больше». По Веберу, конфликт может проявляться во многих ипостасях, начиная от «борьбы, направленной на... разрушение», и заканчивая «традиционно регулируемыми столкновениями», «ориентированными на порядок» [1].

Однако именно потому, что Вебер считал конфликты повсеместными, он считал важным для понимания значительных социальных изменений не конфликт как таковой, а скорее отношение конфликта к «порядку». Вебер считал, что конфликт и формы порядка были взаимосвязаны.

Это не означает, что конфликт устраняется ориентацией на порядок, а скорее, что борьба направляется и регулируется с помощью принципов, мировоззрений, институциональных обязательств, общепринятых процедур, общих ожиданий или даже «унижений и оскорблений» со стороны негативного общественного мнения. Вебер также не утверждал, что любой конфликт неизбежно приводит к порядку, и не считал, что определенная форма порядка является неотъемлемой или неизбежным следствием какой-либо конкретной формы конфликта [1].

Особенно важное значение для Вебера имели те общественные институты, идеальные типы «конфигураций» которых он стремился прояснить в «Экономике и обществе»: включая экономические, правовые, политические, социальные и религиозные порядки. В случае экономического порядка то, что является «бездушной и безжалостной экономической борьбой за существование», регулируется и исключает насилие посредством процессов обмена и «отбора», которые предоставляют определённым социальным слоям «больше возможностей выжить в борьбе за существование» [1].

Точно так же борьба — и различные формы порядка — присущи государству, чьё законное право на применение силы, на котором «основано» каждое государство, является основополагающим для его административной деятельности.

Таким образом, конфликт присущ любой форме порядка, он порождает новые обстоятельства и требует постоянного регулирования, а зачастую и пересмотра самих принципов, на которые ориентирован этот порядок. С этой точки зрения, взаимосвязь между конфликтом и порядком носит диалектический характер, обеспечивая непрерывность изменений, хотя и не обязательно задает четкое направление этим изменениям [1].

О понятии «борьбы»

Понятию «борьба» Вебер посвятил параграф в главе «Основные социологические понятия» (Soziologische Grundbegriffe) своей работы «Хозяйство и общество». Он писал:

«Борьба должна называться в том случае социальным отношением, когда действие ориентировано на намерение осуществления своей собственной воли через сопротивление партнера. «Мирным» способом борьбы должны называться такие способы, которые не заключаются в актуальном физическом насилии» [5].

Далее Вебер причисляет конкуренцию к борьбе и, что важно, отмечает борьбу за существование («Existenzkampf»), которая представляет собой борьбу друг против друга «человеческих индивидуумов или типов за жизнь или выживание» [6].

Таким образом, человеческий мир следует считать миром борьбы, где человек, в целях выживания, ведет перманентную борьбу.

Французский философ Бертран де Жувенель, независимо от Вебера, как будто развивает идеи последнего, отмечая, что:

«История — это борьба властей. Всегда и всюду человек завладевает человеком, чтобы покорить его своей воле, заставить служить осуществлению своих планов; и потому общество — это система властей, которые беспрестанно возвышаются, возрастают и ведут друг с другом борьбу»[6].

Вебер считал, что факт «борьбы» вечен для взгляда человека, который сделал свой выбор и решил смотреть на мир через конфликтное начало. Сквозь призму политики получается, что мир сотрудничества подчинен миру борьбы [6]. Движение к миру и ненасилию немецкий мыслитель видел лишь в религиозной сфере, которой он придавал большое значение. В своей известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер (вопреки К. Марксу, который считал религию «опиумом для народа») продемонстрировал, что религиозный фактор имел решающее значение при смене общественной формации от феодализма к капитализму [3].

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что борьба являлась экзистенциальным мироощущением Вебера. По его мнению, в экономике господствует конкурентная борьба, добро и зло сражаются в религии, там же происходит соперничество сект и церквей, борьба партий является сутью в политике, война между национальными государствами сотрясает мир. Апофеозом борьбы является война. Сама по себе война приобретает высший, трансцендентный смысл только в сфере политики [6].

Не только Вебер, но и другие мыслители придерживались подобной точки зрения. Как, в частности, отмечает кандидат философских наук Алексей Гулевский:

«Борьба человека знаменует победу и торжество разума, который подчиняет себе природное тело, заставляя его повиноваться. А. Шопенгауэр мог бы увидеть в борьбе волю к жизни, проявление самой жизни, так как борьба в определенном смысле и есть жизнь. Попытки преодолеть борьбу могут быть эффективными, только если погасить желание жить и вообще наши желания… Коммунисты стремились к бесконфликтности, но конфликт и борьба являются источником изменений, поэтому общество становилось более застойным. Уничтожение внутренней борьбы и тотальная победа над инакомыслием привели государство в тупик, особенно в экономике. Человек не может уйти из борьбы, не перестав жить. Любое его действие так или иначе связано с активным или пассивным участием в борьбе. Русские офицеры времен Российской империи имели верное представление об исследуемом вопросе: «По своей сущности война есть приложение в жизни человеческих обществ всемирного закона борьбы за существование, определяющего жизнь и развитие всего органического мира». Эти наполненные биологизмом слова отражают, тем не менее, верно суть социальных процессов» [7].

Использованная литература
[1]. Rosenberg, M. Michael. «Conflict, Order and Societal Change in Max Weber’s Ancient Judaism: Substantive and Methodological Implications». Max Weber Studies, vol. 19, no. 2, 2019, pp. 146–70
[2]. Романович Н.А. Война в теории международных отношений / Н.А. Романович // Международный исследовательский журнал. — 2024. — №6 (144).
[3]. Зарецкий А. Д. К. Маркс и М. Вебер: онтология противоречий в экономической теории. «Журнал экономической теории» №4. 2011. С. 63-66.
[4]. Бураков И. Ф. История политических и правовых учений: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-24 01 02 «Правоведение». – Новополоцк: ПГУ, 2007.
[5]. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen, 1922.
[6]. Троицкий, К.Е. «Политеизм ценностей» в аксиологической мысли Макса Вебера / К.Е. Троицкий // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №1 .— С. 107-120.
[7]. Гулевский А. Н. Война в современном дискурсе: борьба как универсальный принцип мировоззрения. Манускрипт, 2021. Том 14. Выпуск 10. С. 2108-2115.

Виктор Бирюков





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: https://topwar.ru/264529-vechnaja-borba-i-vojna-v-filosofii-maksa-vebera.html| Просмотров: 277 | Добавил: Pantera| | Теги: Вебера, философии, борьба», Макса, ВОЙНА, «вечная | Рейтинг: 5.0/2

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 3
1 игорьсолод  
-1
Война = это делёж бабла с применением силы. Мрази, подлецы и ублюдки создают сообщества для подготовки психологии гоблинов в их сражениях за господина и главнюка. Гоблины обязаны обеспечить своих главнюков богатством, защитой и комфортом.

2 ДОТРОКК  
-1
"Борьба и единство противоположностей" - это, если по-простому, как два такта двухтактного двигателя внутреннего сгорания, обеспечивающих поворот коленчатого вала в нужную сторону. Объединение в едином...
...Только здесь о поступательном движении мировой истории, два противоположно-встречных фактора, обеспечивающих "работу системы", по принципу электромагнитной индукции ...
Как бы, одному без другого, "скучно бывает"...
"...Любовь и смерть, Добро и зло, а выбрать нам дано одно..." Неплохой клип есть у Вики Цыгановой.
"Рай и ад в небесах, уверяют ханджи.. " сказал Омар Хаям.

3 Михалы4  
0
"Напр., в немецкой так называемой «научной» литературе господин профессор Макс Вебер в своей большой работе о политическом развитии России назвал московское восстание «путчем». «Ленинская группа, — пишет этот «высокоученый» господин профессор, — и часть эсеров давно уже подготовляла это бессмысленное восстание». Чтобы оценить по заслугам эту профессорскую мудрость трусливой буржуазии, достаточно только возобновить в памяти сухие цифры статистики стачек..."
(В. И. Ленин, Доклад о революции 1905 года; прочитан В. И. Лениным на немецком языке 9 (22) января 1917 года в цюрихском Народном доме на собрании швейцарской рабочей молодежи).

А знаете, какими словами заканчивается этот доклад Ленина, в котором он проходится по великому Максу Веберу?

Вот этими: "МЫ, СТАРИКИ, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ДОЖИВЕМ ДО РЕШАЮЩИХ БИТВ ЭТОЙ ГРЯДУЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции".

Это то самое знаменитое выступление, в котором Ильич ошибся насчет "не доживем". До начала революционных потрясений в России, которые вознесут Ленина до вершин власти и мировой истории, оставалось примерно полтора месяца.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2113]Взаимоотношения людей [1054]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1123]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4122]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 43
Пользователей: 41
Сейчас комментируют: 2

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(250)


Интересное сегодня
Материалов за текущий период нет.

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8298
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6357
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4207
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3549
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21981
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 18038
Группа: Проверенные
Микулишна
Комментариев: 16417
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 13348
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11657
Группа: Проверенные
Geda
Комментариев: 9797
Группа: Проверенные



18+