Присказка, что резьба и узоры на оконных ставнях и
наличниках, привлекает внимание, обрамляет, украшает волшебную сказку.
Витиеватая и замысловатая, она ошеломляет, обещает «дива дивные, чуда
чудные», увлекает за собой слушателя в сказочный мир… Начальная присказка«Наминается
сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на
острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три
молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой
забавляются: были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем
деревенская баба теста! Это присказка: сказка будет впереди». Присказка
– прелюдия к сказочному действию, зачину. Изобилуя традиционными
формулами («жили-были», «в некотором государстве», «шли-шли»),
уподобляясь сказочной трехчастной структуре (начало, середина,
концовка), присказка не связана с сюжетом последующей затем сказки.
Присказка свободна, может быть приступом к той или иной сказке, а может и
вовсе отрываться от сказки и бытовать самостоятельно как
сказка-небылица. Присказка и сказка - контрастДинамичная,
порывистая, присказка может преувеличивать, искажать, переворачивать «с
ног на голову»: большое делать малым и наоборот, звук измерять мерой
веса, а расстояние мерой времени, целомудренное изображать через
непристойное, бедность – через богатство и наоборот, красоту – через
уродство и т.д. Присказка – усмешка сказочника, гротеск, несерьезное,
противостоящее серьезному сказочному повествованию. Да, да! Серьезному
сказочному сюжету. Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни
представала перед нами сказка, эта сказка – далеко не только вымысел.
Так или иначе, она обусловлена действительностью, историческим прошлым
народа, его настоящими бедами и горестями, его чаяниями на
справедливость в будущем. Своими корнями сказка уходит вглубь
времен, доисторические дебри, произрастает из ритуала, обрядовых
действий и заклинаний, мифов. Отсюда контраст между доведенной до
абсурда, смехотворной присказкой и волшебной сказкой, образность которой
не так уж фантастична. Сказитель намеренно разграничивает, отделяет
присказку и сказку: «Это не сказка, а присказка, сказка будет после
обеда, поевши мягкого хлеба, еще поедим пирога, да потянем быка за
рога». НебывальщинаПрисказка
бессюжетна, бессобытийна, вопреки своей динамике. Но в ее основе могут
быть разнообразные жизненные сведения, выдаваемые при этом за ложные,
чудесные, «слыхом не слыханные, видом не виданные». Эка небывальщина! «В
некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на
бороне, верст за триста в стороне, именно в том, в котором мы живем,
жил-был царь. Без присказки сказка, што без полозьев салазки: из горы по
льду нет им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте
диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперек
реки, картофель родился в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не
слушай, а врать - не мешай. Хороша алая лента, как одета на молодую, а
на старуху хоть пять навесь – все скажут, што морщинки ест. Ну вот хоть
бы в нашей деревне жил один поп…» Конечная присказкаПрисказкой
сказочник не только начинает сказку, но и заканчивает. Для сказочника
конечная присказка, комичная, зачастую алогичная и абсурдная, это способ
саморазоблачения, выхода из условного, замкнутого пространства сказки. Сказка
возникает из небытия, из неоткуда, ее нет, пока не услышим «жили-были»,
«в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. И сказка
исчезает со словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец», и нет
уже ни Ивана-царевича, ни Елены Прекрасной, ни Бабы-Яги, ни коня
крылатого, ни молодильных яблок, ни живой, ни мертвой воды, а есть
«проза жизни» с ее горестями и радостями, надеждами и разочарованиями. А
сказочник уж и сам не верит во все то, что рассказал, и требует платы
за исполнение: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Прибегая к
присказке в начале, рассказчик подготавливает слушателя, вводит его в
условные, несуществующие сказочные пространства, «тридесятые царства,
тридесятые государства», откуда он рано или поздно вернется к
действительности опять же посредством шутливой присказки. Так сказка, с
одной стороны, чудесная и фантастичная, а с другой, неизменно
обусловленная реальностью, окольцовывается развлекательно-потешными,
шутливыми, гротескными противовесами-присказками. «Сказке конец —
соломенный дворец, а во дворце-то пять овец да шестой жеребец. Девка на
печку лезет, пуговицы рвутся, сарафаны дерутся».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|