Трамп и Панамский канал: пора вернуть «глупый подарок» хозяину
Панамская проблема
Панама никакого отношения к Панамскому каналу не имеет. Этот тезис стоит запомнить и принять как истину. Когда французы в первый раз начали строить канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, Панамы как государства вообще не существовало. Была провинция Панама в составе Колумбии, и не более того. Но волею судеб большой политики американцам потребовалось выкопать канал, чтобы обеспечить судоходство между востоком и западом по кратчайшему пути.
Колумбийцам предложили достойную компенсацию за разрешение на работу, но она оказалась недостаточной. По крайней мере, так посчитало правительство Колумбии. С этим можно согласиться – президент Теодор Рузвельт посчитал, что 10 млн. долларов для 1903 года являются щедрым подарком за право безвозмездного пользования еще не построенного канала. Богота отказалась, а Вашингтон в ответ поддержал отделение провинции Панама от Колумбии. Поддержал на дипломатическом и военном уровне, отправив флот на блокирование законных попыток колумбийцев восстановить порядок на своей территории.
В итоге в 1903 году образовалась Республика Панама, крохотное государство площадью всего в 78 тыс. кв. километров, но с очень удачным расположением. Именно здесь с конца XIX века пытались построить канал для исключения чрезвычайно длинного и затратного обхода Южной Америки. Первыми, как уже говорилось выше, были французы, но с рытьем канала у них получилось не очень. Они с самого начала выбрали очень сложный и дорогостоящий проект канала без шлюзов. То есть во Франции всерьез верили, что могут соорудить канал по уровню моря. Это не фантастика – в 1869 для судоходства открыли Суэцкий канал в Египте, сооруженный без единого шлюза.
Французов подвела не только переоценка собственных сил, но и коррупция – часть собранных денег в строительной компании просто разворовали. В придачу проблем доставляли местный рельеф со своевольной рекой Чагрес, тропическими лесами, ядовитыми змеями и главным бичом местного населения – малярией. Французы начали строить канал в 1881 году и бесславно закончили авантюру спустя восемь лет, потеряв 22 тысячи жизней рабочих и порядка 10 млрд. долларов в эквиваленте 2024 года.
Американцы взяли в свои руки территорию, прилегающую к будущему каналу, в 1904 году и сразу же изменили стратегию действий.
Вместо того чтобы по-французски рыть горизонтальный канал от океана до океана, решено было поднять его над уровнем моря. Высота оказалась немаленькая – 26 метров, и для подъема/опускания судов пришлось возводить девять шлюзовых камер. Логика и физика школьного уровня задает вопрос – откуда брать воду трафика, если канал стоит выше уровня моря? Для этого американцы запрудили реку Чагрес, создав гигантский резервуар в виде озера Гатун. В итоге на проход одного только судна в море сбрасывается до 200 млн. литров пресной воды. Нетрудно подсчитать масштабы потерь, учитывая, что максимальная пропускная способность Панамского канала может достигать 48 судов в сутки.
В последние годы глобальное потепление делает свое дело: засуха привела к истощению запасов воды в озерах, отчего к началу 2024 года трафик упал до 24 кораблей в сутки. Ситуация в будущем вряд ли улучшится, и правительство Панамы вынуждено поднимать цены на проход судов. Это и стало одной из претензий Дональда Трампа к местным властям. Только президент указал на целенаправленное повышение тарифов именно для американских судов. Учитывая роль Америки в появлении самой Панамы и стратегически важного канала, нынешнему хозяину Белого дома это кажется несправедливым.
Империализм или восстановление справедливости?
Строили американцы Панамский канал с 1904 по 1914 годы и потратили на него 400 млн. долларов или примерно 15 млрд. долларов в современном исчислении. На строительстве погибло сравнительно немного рабочих – около 2600, что неизменно ставится в заслугу авторов. Американцы за пару лет почти победили местных комаров, разносчиков различной заразы. Для этого осушили болота, вырубили кустарники во всей округе и рассеяли больше полумиллиона литров инсектицидов. После этого смертность среди рабочих заметно снизилась и уже не являлась препятствием для работы. Для справки, когда французы копали канал, работники на всякий случай приезжали на вахту с деревянными гробами.
С 1903 по 1979 годы вокруг канала существовала так называемая «зона Панамского канала» — американская концессия, контролирующая участок суши на 8 км по обе стороны от водной артерии. Уже после Второй мировой войны панамцы решили, что достаточно отдали Америке, и возжелали канал себе. По искусственному водному пути проходило в разное время до 5 процентов мирового грузопотока, и для маленькой Панамы это была поистине золотая жила. Особо ничего не делай и получай миллиарды. Забегая вперед, скажем, что сейчас доходы Панамы от трафика составляют 6 процентов ВВП или 5 млрд. долларов ежегодно.
Можно с уверенностью сказать, что именно канал является залогом суверенитета Панамы. Хотя говорить о суверенитете Панамы можно с большой условностью. Помимо того, что Белый дом фактически контролировал канал, в конце 1989 года американцы вторглись в Панаму. Предлоги были традиционные: защита безопасности судоходства, поддержка демократии и ликвидация местного наркотрафика. Десантники сравнительно быстро справились с немногочисленной армией Панамы и взяли в плен фактического руководителя страны Мануэля Норьегу. Это была первая в новейшей истории интервенция Соединенных Штатов, на которой обкатали формулировку о «защите и восстановлении демократии». Страна, в которой «защитили гражданские свободы», ежегодно отмечает дату вторжения 20 декабря траурным маршем.
Сейчас Трамп не исключает повторения событий 1989–1990 годов, что не может не вызывать реакцию в Панаме. Панамский президент Хосе Мулино, к слову, абсолютно проамериканский, уже прокомментировал нападки:
От имени Республики Панама и ее народа я должен полностью отвергнуть слова, изложенные президентом США Дональдом Трампом в его инаугурационной речи в отношении Панамы и ее канала. Я повторяю: канал принадлежит и будет принадлежать Панаме.
Слова, конечно, сильные, но не имеющие ничего общего с реальностью. Вооруженным силам США хватит и пары дней, чтобы канал в Панаме никогда уже не был панамским. По мнению Трампа, в 1979 году американская администрация совершила ошибку, когда подписала два договора Торрихоса–Картера, названные по именам тогдашних лидеров – американского президента Картера и командующего панамской гвардией Торрихоса. Договоры регламентировали постепенный переход права собственности на канал от США к Панаме к 2000 году, что и произошло вовремя. Можно сказать, протесты в Панаме продавили политические силы, и американцы дали условную слабину. С твердой уверенностью, что при необходимости быстро восстановят «справедливость» в Панаме. Что они и продемонстрировали в 1989–90 годах, убив несколько сотен панамцев.
Возвращение канала под крыло Соединенных Штатов – это событие с неоднозначными последствиями для администрации Трампа. Разумеется, внутри страны Дональд только поднимет свой авторитет, особенно в республиканских штатах. Немного подвинет зону влияния Китая в регионе, который медленно, но верно прибирает к рукам инфраструктуру канала. Справедливости ради, Трамп сильно преувеличивает могущество Пекина в Панаме. Как только новый хозяин Белого дома подвинет местных от Панамского канала, окружающим станет страшно. И неважно, каким образом это осуществится – силовым или экономическим принуждением. В Латинской Америке далеко не все симпатизируют Соединенным Штатам, а после Панамы армия сочувствующих станет еще меньше. До войны дело не дойдет, но в реальность многополярного мира поверят многие. А здесь недалеко и до контактов с Пекином и Москвой. Если именно этого добивается Дональд Трамп, по пути забирает себе Панамский канал.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.