В 1936 году, когда в воздухе начинало попахивать порохом, командованием
Военно-Морских сил СССР совместно с Главным управлением СМП была
осуществлена уникальная по тем временам секретная операция – проводка из
Кронштадта во Владивосток по маршруту Севморпути двух эсминцев для
пополнения сил вновь созданного Тихоокеанского флота.
Это
была суперсекретная и суперсложная операция. Ведь надо было скрытно
провести через льды 6 морей два корабля абсолютно не пригодных для
плавания во льдах. Но моряки успешно справились с этой задачей.
До недавнего времени архивные документы об ЭОН-3 несли гриф «совершенно секретно».
В
1936 году впервые боевые корабли - два эсминца прошли по Северному
морскому пути (СМП) за одну навигацию. Впоследствии опыт этой сложнейшей
операции в Арктике был востребован в годы Великой Отечественной войны.
Экспедиция
особого назначения№ 3 (ЭОН-3), по проводке из Кронштадта во Владивосток
двух эсминцев Балтийского флота «Сталин» и «Войков» по маршруту
Севморпути готовилась Командованием ВМФ совместно с Главным управлением
СМП. Оба корабля относятся к знаменитому классу эсминцев типа «Новик»,
строились перед Первой мировой войной и отличились в боях на Балтике.
Командиром
ЭОН-3 стал капитан 1 ранга Пётр Евдокимов. С учётом того, что у военных
моряков не было опыта подобных ледовых плаваний, руководство
экспедицией возложили на человека, имя которого тогда знал любой
школьник, – Отто Юльевича Шмидта. Учёный, математик, полярный
мореплаватель, он возглавлял все значимые арктические экспедиции тех
лет. Именно Шмидт стоял во главе плаваний ледокола «Сибиряков» и
парохода «Челюскин», был руководителем Главного управления Северного
морского пути.
Вместе со Шмидтом в состав экспедиции включили
двух опытных полярных капитанов – Павла Миловзорова и Николая Николаева.
Миловзоров в 1926 году доставил на остров Врангеля первых поселенцев.
Этот рейс парохода «Ставрополь» имел огромное политическое значение:
несмотря на территориальные притязания Канады и США, удалось закрепить
остров за Советским Союзом. Николаев, командуя в 1934 году ледорезом
«Фёдор Литке», совершил первое сквозное плавание по маршруту Северного
морского пути с востока на запад за одну навигацию.
Перед
организаторами перехода стояла сложная задача. Как обезопасить тонкую
обшивку корпусов миноносцев от возможного столкновения со льдинами? Эта
проблема была блестяще решена инженером Александром Дубравиным. Он
предложил проект создания деревянно-металлической «шубы», которая смогла
сохранить корпуса в целости во время перехода.
Кроме миноносцев
в состав экспедиции вошло несколько судов. Лидером стал ледорез «Фёдор
Литке», которым в походе командовал капитан Юрий Хлебников. Транспорт
«Анадырь», взявший на борт демонтированное вооружение эсминцев – орудия и
торпедные аппараты, шёл под командой Александра Бочека. Кроме того, в
походе участвовали два танкера.
Плавание в морях, по которым
пролегал маршрут ЭОН-3, невозможно без ледовой разведки. Её в походе
возглавил полярный лётчик Анатолий Алексеев.
ЭОН-3 была
суперсекретной операцией. С матросских ленточек убрали названия
кораблей, спасательные круги повернули надписями вовнутрь. Радиограммам
экспедиции присвоили кодовое наименование «Заря». При выходе в эфир
этого кода все радиостанции Севера должны были прекратить передачу
радиограмм. Радиосвязь между кораблями экспедиции допускалась только в
чрезвычайных обстоятельствах.
Рейс проходил в очень сложных
ледовых условиях. Были моменты, когда перед руководством экспедиции
вставал вопрос: идти дальше или возвращаться? Несмотря на все трудности,
экипажи выполнили задание и благополучно провели миноносцы в Тихий
океан.
Военные моряки получили опыт несения службы в северных
морях, что было использовано при ведении боевых действий на Севере в
годы Великой Отечественной войны. Например, командира эсминца «Сталин»
Виктора Обухова, в 1942 году капитана 2 ранга, назначили начальником
экспедиции, которая должна была перевести с Тихоокеанского флота по СМП
дивизион эсминцев для усиления Северного флота. Переход был особенно
трудным, путь во льдах приходилось прокладывать без помощи ледоколов.
Тем не менее задача была решена, и дивизион с Дальнего Востока влился в
бригаду эскадренных миноносцев СФ, а Обухов был назначен начальником её
штаба.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.