30 января 1915 года впервые поднялся в воздух самолет, обозначенный не очень благозвучно звучащей по-русски аббревиатурой ФУ (FU), — прототип первого германского бомбардировщика. Идея постройки тяжелого и крупногабаритного военного самолета возникла в Германии ранней весной 1914 года под влиянием сообщений об успешных полетах русского гиганта «Илья Муромец».
В марте Верховный штаб германской армии (Armee Ober-kommando – AOK) разработал техническое задание, согласно которому аэроплан должен держаться в воздухе не менее шести часов и нести вооружение, состоящее из двух пулеметов, направленных в разные стороны. Мощность силовой установки должна была составлять, как минимум, 200 лошадиных сил. Поскольку авиационных моторов подобной мощности в Германии еще не существовало, предполагалось, что самолет будет двухмоторным, хотя, напрямую это не оговаривалось.
Интересно, что от него не требовали способности нести бомбовую нагрузку, так как немецкие штабисты полагали, что в качестве бомбардировщиков в предстоящей войне будут использоваться только дирижабли. Боевому самолету отводили роль тяжелого штурмовика дальнего радиуса действия и барражирующего истребителя, который должен обстреливать из пулеметов наземные цели или атаковать вражеские дирижабли.
В мае 1914 года инженер Оскар Урсинус при поддержке командира 3-го запасного авиаотряда майора Фриделя приступил к разработке самолета, отвечавшего требованиям АОК. В течение лета Урсинус с Фриделем спроектировали большой двухмоторный биплан и отправили чертежи в Инспекцию военной авиации. Там проект рассмотрели, одобрили и выделили средства на постройку прототипа.
Самолет Урсинуса-Фриделя имел весьма оригинальную схему. Его фюзеляж крепился не к нижнему крылу, а к верхнему и находился очень высоко над землей, из-за чего летчикам приходилось забираться в свои кабины по длинным лестницам. Это делалось для того чтобы максимально сблизить мотогондолы и тем самым уменьшить разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, а заодно — обеспечить пулеметным установкам ничем не ограниченный круговой обстрел.
Схема размещения экипажа также отличалась своеобразием. В двух передних кабинах, один за другим, сидели пулеметчики, а в задней — пилот. Такая компоновка оказалась не очень удачной, поскольку крылья закрывали пилоту обзор вниз, а это затрудняло посадку.
Все кабины были раздельными. Под ними размещался бензобак, из которого горючее к моторам поступало самотеком. Фюзеляж позади кабин представлял собой тонкую балку трапециевидного сечения с широкой верхней и узкой нижней гранью. Двухлонжеронные крылья соединялись десятью парами стоек. Внешние части крыльев имели заметную стреловидность. К верхнему крылу крепились элероны.
Между внутренними парами стоек находились мотогондолы, в которых стояли два шестицилиндровых мотора водяного охлаждения «Даймлер» D.III. Их номинальная мощность составляла 170 л.с., но реально они ее не выдавали, к тому же, оказались недостаточно надежными. Тем не менее, на испытания самолет вышел с этими силовыми установками.
Вооружение включало в себя два пулемета «Парабеллум» с ленточным питанием, установленные на простых кольцевых турелях. Дополнительно, хоть это и не было предусмотрено заданием, имелась возможность погрузить в переднюю кабину несколько небольших бомб.
Двигатели, бензобак и кабины снизу и с боков были прикрыты броневыми плитами, причем общая масса брони превышала полтора центнера. Размах верхнего крыла составлял 22 метра, длина фюзеляжа — 12,9, масса конструкции — 2000 кг, максимальная взлетная масса — 2800 кг.
Таким образом, самолет Урсинуса-Фриделя стал на тот момент вторым по величине после «Ильи Муромца» и самым крупным аэропланом, сделанным за пределами России. Обозначение FU было составлено из первых букв фамилий авторов (Friedel-Ursinus). На испытаниях самолет показал неплохие характеристики: максимальная скорость — 130 км/ч, потолок — 3000 м, дальность полета — 540 км.
Между тем 24 февраля 1915 года «Илья Муромец» под управлением капитана Горшкова совершил первый воздушный налет на железнодорожную станцию Вилленберг в Восточной Пруссии, сбросив на нее 16 пудов бомб. На следующий день налет повторился, станции был нанесен серьезный ущерб.
В качестве ответной меры немцы решили отправить на восточный фронт свой первый и пока единственный бомбардировщик. В марте FU прибыл на фронтовой аэродром 28-го авиаполевого отряда и начал совершать оттуда боевые вылеты, обстреливая из пулеметов позиции русских войск и сбрасывая на них мелкие бомбы.
Самолет показал себя вполне пригодным к эксплуатации, поэтому Инспекция военной авиации поручила фирме «Гота» немедленно начать строительство второго экземпляра машины уже в качестве «чистого» бомбардировщика. Одновременно ему присвоили новый буквенный индекс GUH (аббревиатура Gotha-Ursinus-Heer – Гота-Урсинус-армейский). Фамилия Фриделя из обозначения самолета почему-то исчезла.
Главный конструктор авиационного отдела «Готы» инженер Ганс Буркхард внес в конструкцию аэроплана существенные изменения. За счет отказа от брони, на которой военные больше не настаивали, бомбовую нагрузку удалось поднять до 300 кг. Двигатели заменили на менее мощные, но более легкие и надежные «Бенцы» Bz.III мощностью по 150 л.с.
Размах верхнего крыла немного уменьшили, уравняв его с нижним. Без брони самолет заметно полегчал: его собственная масса теперь составляла всего 1800 кг (удивительно мало для столь крупной двухмоторной машины), но при этом максимальная взлетная масса с бомбами выросла до 2970 кг.
GUH впервые поднялся в воздух 27 июля 1915 года. Испытания прошли успешно и самолет запустили в серийное производство, присвоив ему окончательное военное наименование «Гота» G.I. Буква «G» обозначала термин Grossflugzeug, то есть, буквально — «большой самолет».
В 1915 году построили пять «Гот», а в следующем — еще 13, таким образом, общий итог производства бомбардировщика составил 20 экземпляров, включая два прототипа. Один из них был сделан в морском поплавковом варианте. «Готы» применялись как на западном, так и на восточном фронте. На одном из них начал свою боевую службу в авиации величайший ас Первой мировой войны Манфред фон Рихтхофен.
Интересно, что в одном из боевых вылетов он разбомбил русский армейский штаб через полчаса после того как оттуда уехал царь Николай Второй со своей свитой. Если бы налет состоялся чуть раньше, то как знать, возможно, Россия пошла бы дальше по иному пути. Но будущему «красному барону» не довелось сыграть в истории роль бабочки Брэдбери. А фронтовая служба G.I завершилась в октябре 1916 года, когда ему на смену пришли более совершенные машины. На заставке - морская версия «Готы», получившая обозначение UWD (Ursinus Wasser Doppeldecker – морской биплан Урсинуса). На заднем плане гидросамолет «Фридрихсхафен
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.