Во время Великой Отечественной войны эти противотанковые заграждения, предельно простые в производстве, помогали красноармейцам в оборонительных боях. Это изобретение стало одним из самых ярких символов войны.
Казалось бы, какое же это изобретение? Очевидная идея, носившаяся в воздухе. Но это только на первый взгляд. Даже у такой незамысловатой конструкции есть и история создания, и талантливый автор.
…Шло вечное противостояние атаки и обороны. Появление на поле боя танков, изначально созданных для прорыва заграждений, потребовало ответных решений.
Сначала появились надолбы – гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были эффективны, но сложны в изготовлении и установке.
Первые ежи появились в тридцатые годы в Чехословакии при строительстве укреплений на германской границе. Их так и называли – «чешские ежи». При этом чехословацкие военные инженеры считали, что заграждение должно быть большим, массивным и абсолютно неподвижным. Таким образом, получалось, оно имело те же недостатки, что и надолбы.
Конструкцию довёл до совершенства начальник Киевского танко-технического училища генерал-майор технических войск Михаил Львович Гориккер.
Идею создания противотанковых заграждений он долго обдумывал ещё до войны, дома, после работы, производя странные манипуляции со спичками и игрушечными танками.
Революционность идеи заключалась в том, что ёж не закреплялся на месте, как у чехов, и не вкапывался в землю вроде надолбов. При наезде танка ёж переворачивался и закатывался под днище, постепенно приподнимая боевую машину над поверхностью земли. Танк оказывался в неудобном положении: передняя часть подвешена в воздухе, ёж упирается в днище, при этом происходит деформация или даже разрушение днища с повреждением трансмиссии. Гусеницы, поднявшись над землёй, теряют сцепление с поверхностью, и самостоятельно съехать с ежа танк уже не может. Бронированная машина, призванная прорывать оборону противника, превращается в неподвижную мишень.
М.Л. Гориккер рассчитал оптимальные размеры своей «звёздочки», как он назвал своё изобретение, с учётом геометрии, массы и конструктивных особенностей немецких танков. Чтобы конструкция сработала как задумано, «звёздочка» должна быть выше дорожного просвета танка, при этом её верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. Максимальная высота ежа – от 0,8 до одного метра. Двутавровый профиль; способ соединения – косынки на заклёпках. Такой ёж мог выдержать на себе до 60 тонн.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.