РОССИЯ ТАК ИЗОЛИРОВАНА, ЧТО ДАЖЕ КРИЗИС ЕЙ НЕ СТРАШЕН
Британцы - мастаки рассуждать, особенно в том ключе, который им выгоден. Россия, в их представлении - нечто непонятное и непробиваемое, как бы над ней не издевались. Пусть так и будет...
Британское издание The Economist в четверг опубликовало статью, где автор рассуждает, почему Россия до сих пор не провалилась на дно кризиса. Многие наблюдения и выводы интересны, и с ними нельзя не согласиться. Предлагаю ознакомиться с позицией западного СМИ.
Владимир Путин, разумеется, доволен, — так начинает автор свою статью. По всем признакам, экономика России должна уже находиться в глубоком кризисе, но этого, почему-то, нет.
КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО? ВЕДЬ ЭТО НЕВОЗМОЖНО!
Коронавирус потряс весь мир. Ситуация очень сложная, и сегодня даже самые богатые страны мира испытывают серьёзные трудности. Они пытаются выдержать удар и влезают в большие долги.
На фоне происходящего российская экономика как будто и вовсе не паникует.
Рубль обвалился, с начала января он потерял почти треть своей ценности. Нефть стоит уже меньше 30 долларов за бочку, — в два раза дешевле, чем ещё пару месяцев назад, а экспорт России, как известно, на 60-70% составляют нефть и газ.
В России провели диверсификацию? Победили коррупцию? Может, получили приток инвестиций и усилили конкуренцию? Ничего этого не замечено.
ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО ДРУГИМ СМЕРТЬ
Причина в другом: Россия выработала привычку к шокам. Её экономика находится в самоизоляции уже шесть лет, сразу после Крымско-Украинских событий. Запад решил наказать Россию санкциями, на что Москва ответила своими.
Всё это время экономисты страны добивалась не роста, а строили экономику-крепость, которая выдержит любой шок. В 2017 году было принято правило, по которому бюджет страны балансировал на отметке $40 за баррель. Всё, что превышало этот уровень, «откладывалось» в спецфонд на чёрный день. Сейчас его объём составляет 7,3% ВВП. Как результат, золотовалютные резервы России сегодня приближаются к $570 млрд — они самые большие в мире.
Один из бывших сотрудников ЦБ и Минфина Олег Вьюгин, комментируя выбор такой программы, отмечает, что Россия защищена не только современным оружием и ракетами, но и золотыми резервами.
КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПИРУЕТ
Безусловно, цены на энергоносители и сырьё продолжают влиять на российскую экономику. Выход из сделки ОПЕК и последовавшее за этим обрушение цен на нефть грозит России недополучением 2 трлн рублей, или $25 млрд. Ставка на то, что удастся выдавить с нефтяного рынка американские сланцевые компании, может не сыграть, если США договорятся с саудитами. Это риск, но очевидно, что Россия пошла на него с готовностью пережить несколько лет за счёт резервов, а их более чем достаточно, — считает британское издание.
Примечательно, что ущерб от падения цен на нефть смягчило падение самого рубля. А санкции Запада потеряли смысл, потому что западные товары подорожали в рублёвом эквиваленте и стали России не интересны.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ
Вдобавок страна провела пенсионную реформу и улучшила собираемость налогов, внедряя цифровизацию, а Михаилу Мишустину, отвечавшему ранее за налоги, было поручено возглавить правительство России.
С 2014 года российские компании отрезаны от международных рынков капитала, поэтому физически не смогли наделать там долгов. Зарубежные фирмы, наоборот, накопили задолженностей, соблазнившись низкими процентами займа. Сейчас госдолг России меньше 20% ВВП.
Ещё одно наблюдение: сырьевой экспорт меньше всего страдает, когда разрываются глобальные схемы поставок. Как выразилась главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова: не нужно беспокоиться, что кончился бензин, если вы едете на лошади.
Ну и, кроме того, Россия всё уверенней полагается на собственные силы. Ответные санкции Евросоюзу стимулировали подъём собственного аграрного сектора. Импорт продуктов из Европы сокращён на треть всего за пять лет и сейчас его доля всего 24%.
НЕ СТОИТ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
Автор статьи делает вывод: жизнь в изоляции принесла экономике России некоторые плюсы и, очевидно, коллапс ей не грозит.
Но правительству страны следует опасаться проблем в социальной сфере — вот где сконцентрированы самые большие риски. Меры поддержки благосостояния, объявленные Путиным в условиях пандемии, выглядят бледно на фоне шагов западных правительств.
Президент России уже давно пытается возродить социально ориентированное государство в стиле советской эпохи, но пока получается только государство-корпорация, которому мало интересна жизнь простых граждан.
Материал подготовлен на основе статьи Russia’s economy is isolated from the global rout в издании The Economist (Великобритания).
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.