Россия и Китай перешли к «плану Б» в противостоянии гегемонии Запада
Россия и Китай продолжают углублять партнерские отношения. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллега Ван И обсудили в Пекине вопросы совместного противодействия западным санкциям, а также создания альтернативных международных институтов в сфере экономики и безопасности. Как обозначенные планы приближают создание многополярного мира?
Глава МИД России Сергей Лавров в Пекине встретился со своим китайским коллегой Ван И. Дипломаты обсудили широкий спектр вопросов, касающихся будущего партнерства РФ и КНР. Лавров отметил, что отношения двух стран вышли на беспрецедентный уровень, а диалог государств выстраивается на принципах взаимного уважения и доверия.
По итогам встречи стороны договорились о методах борьбы с санкциями с помощью механизмов ШОС и БРИКС. Также решено начать диалог по евразийской безопасности с подключением других стран-единомышленников. Эта инициатива вызвана стремлением России и Китая к укреплению безопасности в регионе, особенно в свете неспособности ОБСЕ и НАТО выполнять эту функцию.
Кроме того, Москва и Пекин осудили США за вмешательство в дела других государств и регионов. В этой связи Ван И предложил Лаврову идею «двойного противодействия» западным странам – она должна стать контрмерой на продвигаемую США концепцию «двойного сдерживания», с помощью которой Вашингтон пытается затормозить формирование многополярного мира.
Лавров пояснил, что Россия и Китай будут вместе противодействовать подобным попыткам, пока «США и их союзники пытаются увековечить свое несправедливое положение в международной системе». «Мы помним, как наши лидеры формулировали задачи стоять спина к спине, плечом к плечу на пути попыток затормозить объективный ход истории», – добавил глава МИД РФ. Также дипломаты подтвердили схожее видение конфликта на Украине: Москва и Пекин считают бесперспективными любые международные встречи, которые игнорируют законные требования Москвы в сфере безопасности. Что касается «формулы мира», предложенной Владимиром Зеленским, то она является ультимативной и не соответствует текущим международным реалиям. «Говоря о «двойном противодействии», Россия и Китай подают важный сигнал США и Европе. Так мы вновь намекаем западным странам, что им пора менять подходы к политике», – полагает Станислав Ткаченко, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперт клуба «Валдай».
«Москву и Пекин во многом беспокоят одни и те же вопросы. Это способствует нашему сотрудничеству. Так, оба государства категорически недовольны западной санкционной политикой. Мало того, что США накладывают ограничения на Россию, они же пытаются заставить КНР их соблюдать. Противодействие такому давлению нас объединяет», – отмечает собеседник.
«Кроме того, важнейшей точкой взаимодействия государств является стремление к управляемому построению многополярного мира. В отличие, например, от США, которые хоть и понимают неизбежность этого процесса, но стремятся замедлить его и сохранить собственную гегемонию», – акцентирует он.
«До недавнего времени Москва и Пекин не возражали, чтобы процесс построения многополярного мира проходил на базе ООН, например, путем уменьшения влияния Вашингтона в органах управления этой организации. Однако Штаты на переговоры по этому вопросу не идут», – поясняет эксперт.
«Поэтому Россия и Китай решили перейти к «плану Б» по построению многополярного мира и противостоянию Западу. Таковым может быть взаимодействие в рамках БРИКС и ШОС. Там государства способны решать вопросы, связанные с экономикой, санкциями и евразийской безопасностью без оглядки на мнение западных государств», – подчеркивает Ткаченко.
Также от Москвы и Пекина можно ожидать создания параллельных финансовых структур, которые активизируют торговлю в национальных валютах и тем самым помогут эффективнее обходить санкции, допускает Василий Кашин, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.
«Реализация данного процесса может проходить на основе БРИКС и ШОС. Это достаточно сложно сделать в условиях, когда торговля с рядом входящих туда стран не сбалансирована, но перспективы есть», – добавляет он. «Это доказывает, например, двустороннее взаимодействие России и Китая. В частности, мы уже практически перешли на оплату в национальных валютах. Кроме того, страны выстроили систему, которая позволяет торговать в условиях тотальных санкций. Да, не все идет гладко, но уже достигнут огромный прогресс в этой области», – отмечает собеседник.
«Что касается заявления о «двойном противодействии», то оно говорит о намерениях установить более тесный уровень координации между Россией и Китаем. США, опираясь на свою систему союзов, пытаются сдерживать наши страны. Это подталкивает Москву и Пекин к сотрудничеству в разных сферах», –
подчеркивает он. «Такая координация может осуществляться в рамках создания собственной технологической базы. Также это, вероятно, будет реализовано путем перенаправления цепочек поставок товаров. Возможны общие дипломатические шаги наших стран и совместные военные учения», – акцентирует эксперт.
«На этом фоне следует ожидать дальнейшего сближения Москвы и Пекина. Скорее всего, Владимир Путин посетит Китай после своей инаугурации в ответ на прошлый визит Си Цзиньпина. Вероятно, там будут достигнуты новые договоренности между государствами», – поясняет собеседник.
«Важно и то, что Поднебесная признает невозможность урегулирования кризиса вокруг Украины без участия России. Видение Пекина идет вразрез с «формулой Зеленского». При этом КНР не солидаризируется с Москвой полностью, так как это мешает роли посредника. В данном случае наше взаимодействие более тонкое», – отмечает Кашин.
В целом, противодействие санкциям в нынешних условиях и выстраивание многополярного мира требует использования особых экономических и политических механизмов, которые до поры до времени необходимо оставлять в тайне. Как уточняет политолог Александр Асафов, в противном случае Штаты могут воспользоваться этой информацией и выработать контрмеры.
«Но мы можем предположить, на каких направлениях будет развиваться сотрудничество между нашими странами. Речь пойдет о построении новых финансовых контуров, находящихся вне контроля США. Также отметить создание на базе ШОС и БРИКС логистического пространства и новых платежных инструментов, рост взаимного товарооборота и так далее», – отмечает собеседник.
«Что немаловажно, мы определяем в качестве своего стратегического партнера не только Китай, но и большую часть Азии, включая Индию и Пакистан. Эти государства готовы разделять наши ценности, относятся с уважением к суверенитету России и намерены сотрудничать вопреки требованиям Вашингтона. Фактически, мешая созданию многополярного мира, США лишь подталкивают нас к взаимодействию», – заключил Асафов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.