Последняя легенда. Был ли Фидель Кастро отлучен от церкви?
Фидель Алехандро Кастро Рус, более известный как Фидель Кастро, входит в число наиболее известных политических деятелей XX века. Команданте можно считать последней легендой классической, а не так называемой «цветной» революции (которые фактически являются переворотами).
Адвокат против диктатора
Сын крупного землевладельца и перспективный адвокат, Кастро возглавил борьбу против проамериканского диктатора Фульхенсио Батисты, при котором Куба существовала в виде типичной «банановой республики».
Неудачный штурм казарм Монкада, после которого Кастро и его единомышленники оказались в тюрьме, не сломил волю Фиделя.
После освобождения он начал подготовку новой революционной акции. Высадившись в конце 1956 года на побережье острова, Кастро добрался до гор Сьерра-Маэстра, начав оттуда партизанскую войну.
1 января 1959 года Повстанческая армия победоносно вошла в Гавану. Революция победила, что ознаменовало новый этап в развитии Острова Свободы.
Кастро, в отличие от ряда своих единомышленников, на тот момент был человеком умеренным во взглядах и полагал возможным развитие добрососедских отношений с США. Однако в Вашингтоне взяли курс на свержение правительства Фиделя, и он в этом противостоянии сделал ставку на социализм и Советский Союз.
Крест и социализм
Об отношениях Кастро и США хорошо известно. Чего стоят только сотни попыток покушения на кубинского лидера, предпринятых по инициативе американских спецслужб. А вот взаимоотношения Фиделя и Ватикана — тема куда более интересная.
К моменту Кубинской революции 70 процентов населения острова составляли католики, и влияние церкви в стране было весьма высоким. Собственно, сам Фидель и его братья тоже были воспитаны в католической вере.
Среди 700 священников и более 2000 монахов Кубы было больше сочувствующих революционерам, нежели Батисте. А организация молодых католиков и вовсе выступила на стороне Кастро.
Поэтому приход Фиделя к власти никаких волнений среди верующих не вызвал. Но вскоре отношения между революционерами и верующими осложнились.
17 мая 1959 года правительство Кубы утвердило Закон об аграрной реформе, предполагавший ликвидацию системы латифундий и устанавливавший предельный размер земельных владений в 400 кабальерий (13,5 гектара). Национализация земель затронула семьи крупных землевладельцев (к которым, кстати, относились и братья Кастро), а также церковь, обладавшую большими земельными угодьями.
Высокопоставленным католическим священнослужителям Кубы это пришлось не по вкусу. А после того, как Фидель открыто заявил о социалистическом выборе, противостояние с католиками стало носить еще более острый характер.
Декрет любителя нацистов
1 июля 1949 года был принят декрет Верховной Священной Конгрегации Священной Канцелярии против коммунизма. Подписанный римский папой Пием XII, он провозглашал отлучение верующих от церкви за принятие коммунистического учения и его пропаганду, за членство в коммунистической партии, сотрудничество с ней, за чтение и распространение её прессы на том основании, что коммунизм представляет собой «материалистическое и антихристианское учение», а коммунистические лидеры «и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой».
Ничего другого от Ватикана, в послевоенные годы помогавшего бежать в Латинскую Америку нацистским преступникам, ожидать не приходилось. Пий XII фактически открыто вступил в холодную войну на стороне Запада.
При этом западные политики рассчитывали использовать ревностных католиков в борьбе против революционеров.
Американский историк Дэниел Голдхаген, комментируя «Декрет о коммунизме», задал резонный вопрос: «Почему из моральных или практических соображений Пий XII отлучил от церкви в 1949 году всех коммунистов в мире, включая миллионы тех, кто никогда не проливал крови, но не отлучил от церкви ни единого немца или не-немца, служившего Гитлеру, — и даже самого Гитлера, рождённого в католичестве, — как в миллион раз более ревностных палачей еврейского народа? На все эти вопросы хорошего ответа нет».
Как бы то ни было, Соединенные Штаты намеревались использовать католическую составляющую для давления на Кастро.
Предать анафеме
После того как Фидель весной 1961 года разгромил высадившихся в Заливе Свиней контрреволюционеров, основная ставка делалась на внутреннюю оппозицию.
3 января 1962 года секретарь Священной Конгрегации семинарий и университетов Дино Стаффа объявил: «Папа римский Иоанн XXIII отлучил Фиделя Кастро от церкви и предал его анафеме».
После этого, по мнению сил, выступавших против Фиделя, в глазах кубинцев команданте должен был превратиться в фигуру, неприемлемую для большинства жителей острова.
Но дело в том, что никаких массовых гонений на церковь на Кубе не было. Фидель преследовал только тех священников, которые открыто вставали на путь борьбы с правительством. Пропаганда атеизма на острове велась взвешенно, и цели искоренить веру, как это было в первые годы советской власти в нашей стране, не ставилось.
В середине 1980-х годов роль католической церкви на Кубе постепенно стала повышаться. В 1986 году состоялась I Национальная встреча кубинских католиков. На остров стали приезжать высокопоставленные кардиналы. А в 1996 году случилось и вовсе немыслимое: команданте побывал с официальным визитом в Ватикане, где встретился с Иоанном Павлом II. Два года спустя понтифик с пастырским визитом побывал на Острове Свободы, и на мессу в Гаване пришло около миллиона человек.
Это никак не поколебало любви кубинцев к Фиделю. Было ясно, что ставка на католицизм как средство борьбы с революцией провалилась. Во многом потому, что в Латинской Америке многие священники исповедуют левые взгляды, разделяя в этом чаяния своей паствы.
Папа не виноват
Но оставался вопрос: а как вообще папа римский может встречаться с отлученным от церкви? Не стоило ли внести поправки в эти решения?
Ситуация прояснилась в 2012 году, когда на Кубу с пастырским визитом прибыл папа римский Бенедикт XVI. Посетил он в Гаване и Фиделя, к тому времени уже отошедшего от дел.
Западные СМИ снова задались вопросом об анафеме Кастро, и тут на сцену вышел бывший секретарь папы римского Иоанна XXIII архиепископ Лорис Каповилья.
Священник, которому было 96 лет, в интервью агентству KAI заявил, что никакого отлучения вообще не было. Мол, Кастро подпадал под действие «Декрета о коммунизме», и никаких дополнительных мер к нему не предпринималось.
Архиепископ процитировал слова понтифика, который о положении на Кубе высказался так: «Если нас выгоняют, мы должны уйти. Святой престол сам никогда не разрывает дипломатических отношений».
А как же слова Дино Стаффы? По утверждению Лориса Каповильи, они были исключительно его собственной инициативой и сильно огорчили понтифика.
«Папа был очень расстроен по этому поводу», — утверждал архиепископ.
Кому уготован адский котел?
Действительно, персональное отлучение было не в духе Иоанна XXIII, выступавшего за умеренность в отношениях с социалистическими странами. За это, кстати, праворадикалы прозвали его Красным папой.
Дино Стаффу, придумавшего анафему Фиделя, никто не наказал. В 1967 году он получил титул кардинала и вплоть до своей смерти в 1977 году занимал пост префекта Верховного Трибунала Апостольской Сигнатуры.
Таким образом, история с отлучением и анафемой Кастро стала одной из многочисленных легенд о Фиделе, которая лишь украсила его яркий образ.
А уж что там решили по ту сторону бытия по делу Фиделя, знают теперь только он и соответствующие структуры. Есть подозрение, что попасть в геенну огненную шансов у него было меньше, чем у поборника нацистов Пия XII.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.