Павел Осипович Сухой (1895 – 1975) - великий советский авиаконструктор
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895
года в селе Глубокое Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской
области) в семье учителя Осипа Сухого. У своих родителей Павел Сухой был
единственным сыном, зато у него было целых пять сестер. В
1900 году семье перебралась в Гомель, где отцу предложили место
заведующего школой для детей железнодорожников. В 1905 году Павел
поступил в гомельскую гимназию и в 1914 году окончил ее с серебряной
медалью.
Павел Сухой вспоминал, что увлечение авиацией для него
началось в гимназические годы с увиденного полета Сергея Уточкина. А
желание стать авиаконструктором возникло вскоре, когда он прочитал
статью Николая Жуковского. Он отправляется в Москву, где поступает на
математический факультет университета, через год покидает университет и
становится студентом Императорского высшего технического училища. Там он
занимается в кружке воздухоплавания, организованном профессором
Николаем Жуковским, строит планеры и модели самолетов и принимает
участие в проектировании аэродинамической трубы. Через год Павла Сухого
призвали на военную службу и отправили в школу прапорщиков. После ее
окончания он служил в артиллерийских частях на Западном фронте.
В
Москву Павел Сухой вернулся после заключения Брестского мира. Так как
училище было закрыто, отправился на родину, где нашел место учителя
математики в городе Лукинец, недалеко от Бреста. С 1919 года преподавал
математику в Гомеле, в школе, которой заведовал его отец.
В
1920 году, когда возобновились занятия в вузах, Павел вернулся в Москву.
Женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской. С 1924
года, продолжая учиться в МВТУ, поступает на работу в ЦАГИ чертежником в
ЭАО – экспериментальный аэродинамический отдел. В марте 1925 года Павел
Сухой под руководством А. Н. Туполева защитил дипломный проект
«Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил».
Сухой
начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе ЦАГИ —
АГОС (Авиация, гидроавиация, опытное строительство). Принимал участие в
проектировании самолетов АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10. Был ведущим
конструктором цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5). В 1932 году
Павел Сухой возглавляет бригаду № 3 конструкторского отдела опытного
самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае следующего года совершает первый
полет первый разработанный в этой бригаде самолет – истребитель И-14
(АНТ-31). В 1933 году конструкторская бригада Сухого под общим
руководством Туполева работает над самолетом ЛНТ-25 (РД),
предназначенным для установления мировых рекордов дальности. В 1936 и
1937 годах экипажи Чкалова и Громова совершают на этом самолете свои
рекордные полеты.
В 1936 году Павел Сухой становится
заместителем начальника конструкторского отдела ЗОК (завода опытных
конструкций) ЦАГИ. На следующий год бригада Сухого побеждает в конкурсе
на создание многоцелевого самолета, который проектировался под шифром
«Иванов». Рассказывают, что шифр проекта «Иванов» возник после фразы
Сталина: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно
было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с
фамилией Иванов». 25 июля 1937 года летчик Михаил Громов поднял в воздух
первую модификацию «Иванова». При запуске в серию многоцелевой самолет
Сухого получил название Су-2.
Павел Сухой назначается
начальником КБ завода. Он работает над проектом дальнего бомбардировщика
ДБ-2. Вариант этого самолета, получивший название «Родина», был
приспособлен для дальнего рекордного перелета. На нем Валентина
Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет Москва —
Дальний Восток. За создание этого самолета Павел Сухой был награжден
орденом Трудового красного знамени.
В 1939 году Сухой
назначается главным конструктором и директором опытного завода. В 1943
году состоялись государственные испытания двухместного штурмовика Су-6.
Он рекомендован в серию, но во время войны не было возможностей
параллельно с Ил-2 выпускать еще один штурмовик. Но за создание этого
самолета Павел Сухой был удостоен Государственной премии первой степени.
На следующий год успешно прошел испытания штурмовик Су-8 с большой
дальностью полета, предназначенный для действий в глубоком тылу
противника. Решение о его серийном производстве не было принято, так как
война уже шла у границ Германии и надобность в дальнем штурмовике
отпала.
В 1949 году КБ и завод, возглавляемые Павлом Сухим были
расформированы. Он стал заместителем главного конструктора в КБ
Туполева. Руководил испытаниями бомбардировщика Ту-14. С 1953 стал
главным конструктором вновь воссозданного своего КБ, с 1956 года –
генеральный конструктор. В послевоенные годы им были истребитель Су-7,
истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики
Су-7Б и Су-17, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25,
истребитель Су-27 и другие самолеты.
С 1966 года Павел Сухой
участвовал в программе создания искусственного сердца. Павел Сухой
владел английским, французским и немецким языками, а также латынью,
которую изучил в гимназии. Позднее он часто удивлял врачей своим знанием
латыни.
Умер Павел Осипович Сухой в Москве 15 сентября 1975 года.
Павел
Сухой был дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1965), лауреатом
Ленинской, Сталинской и Государственной премий. Когда в 1975 году
президиум АН СССР учредил медаль имени А. Н. Туполева за выдающиеся
достижения в области авиационной науки и техники, первым ее лауреатом
посмертно стал Павел Сухой.
Чем знаменит
Под
руководством Павла Сухого разработано более 50 конструкций самолетов. Он
стал одним из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой
авиации. По традиции все экспериментальные реактивные самолеты КБ Сухого
имели индексы «С» – «изделие со стреловидным крылом» и «Т» – «изделие с
треугольным крылом».
На моделях, разработанных под
руководством Павла Сухого, неоднократно впервые в отечественно и мировой
практике появлялись новые технические решения. На самолетах Су-7 и Су-9
это было использование целиком подвижного стабилизатора, внедрение
систем автоматического регулирования воздухозаборников, что позволило
преодолеть звуковой барьер. Крыло изменяемой стреловидности впервые
появилось на самолете Су-17 . Также на этом самолете впервые было
применено новое средство спасения экипажа –отделяемая от фюзеляжа
кабина. На Су-24 была использована цифровая вычислительная машина в
прицельно-навигационном комплексе и реализован режим полета на низкой
высоте с облетом препятствий. На самолете Су-25 впервые был применен
пористый наполнитель топливных баков для повышения боевой живучести
самолета.
Проект Павла Сухого, позднее ставший известным как
истребитель-бомбардировщик Су-7, многие считали невыполнимым. Работа над
ним была начата в 1953 году в возрожденном КБ Сухого. На заседании
Научно-технического совета министерства после доклада о своем самолете
Сухой услышал: «Это техническая фантазия, самолет с такими данными к
1955 году построить нельзя». Всех смущало тяжелое вооружение самолета и
нагрузка на крыло около 300 кг/кв. м. Однако уже в январе 1954 года были
готовы эскизный проект, натурный макет, схемы и плакаты всех систем
самолета. В самолете использовался двигатель АЛ-7Ф, разработанный
Архипом Люлькой. На макетной комиссии под председательством заместителя
главкома ВВС А. Н. Пономарева, где участвовали специалисты из многих
НИИ, проект был принят, и КБ Сухого приступило к постройке первого
экземпляра самолета. 8 сентября 1955 года опытный самолет с
летчиком-испытателем Андреем Кочетковым поднялся в воздух. В ходе
испытаний работникам КБ приходилось справляться с непредвиденными
трудностями, например, они научились предотвращать помпаж двигателя,
возникавший на скорости 1,96 М. Весной 1956 года самолет, управляемый
летчиком-испытателем Владимиром Махалиным, первым в отечественной
авиации достиг скорости, превышающей две скорости звука.
В 1959
году В. С. Ильюшин на модифицированном Су-9 (Т-431) установил мировой
рекорд высоты – 28 857 м, а в 1962 году – абсолютный мировой рекорд
высоты установившегося горизонтального полета равный 21 270 м. В 1960
году Б. М. Адриановым на Су-9 (Т-405) был установлен абсолютный мировой
рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте равный 2092 км/ч. На том же
самолете в 1962 г. А. А. Кознов установил мировой рекорд скорости на
500-км замкнутом маршруте – 2337 км/ч.
Прямая речь
«Наш
П. О. — так называли мы Павла Осиповича между собой — почти все свое
рабочее время находился не в кабинете, а на рабочих местах
конструкторов. Уважение к мнению конструктора, внимание к его
предложению, совместное участие в разработке темы и увлеченность ею
характерны для Павла Осиповича. Понимая, что такое сложное инженерное
сооружение, как самолет, не может быть создано одним человеком, что это
творение всего коллектива, Павел Осипович видел в каждом из нас
участника творчества, создателя нового самолета. Особенно ценил он и
развивал в конструкторах творческую жилку, изобретательность, стремление
к поиску нового, наиболее рационального и изящного конструкторского
решения. Говорят, что лучший учитель тот, кто сам умеет и щедро дарит
это умение своим ученикам — вот таким и был наш главный. Эрудиция,
знания, память П. О. были поразительными. Он отлично разбирался в
прочности и аэродинамике, материаловедении и в других областях
авиационной науки и техники». —-------— Конструктор А. В. Мурашов
«Павел
Осипович заходил к нам в бригаду чуть ли не ежедневно, подолгу стоял у
моего кульмана... Не было в этих визитах никакой парадности, был
деловой, инженерный разговор, разговор на равных. Сам Павел Осипович,
прошедший путь от чертежника до генерального конструктора, ценил и
уважал нашу нелегкую работу. Наше самолюбие. Конструктор — творец, все,
что он сделал, порой выстрадано в муках. Нетактичные реплики, ирония в
адрес его творчества тяжело ранят... У меня до сих пор краснеют уши,
когда вспоминаю, какие решения по молодости лет я предлагал тогда Павлу
Осиповичу. Но не было случая, чтобы он хотя бы намеком дал понять, что
это наивная чепуха. Он либо находил время и терпение доказать, почему
такое решение не годится, либо предлагал еще подумать, посчитать».
—--------— Конструктор Л. И. Бондаренко
«Конструкторское бюро
Сухого постоянно нацелено в будущее. При обсуждении параметров нового
самолета Павел Осипович принимал к разработке наивысшие данные на грани
возможности науки и техники, и даже чуть больше. Военно-воздушные силы
всегда опирались на достижения этого КБ. Огромный конструкторский талант
Павла Осиповича не был «шумным», он его никогда не рекламировал. За
него говорили и говорят его замечательные самолеты, которые он создавал
уверенно и убежденно. Истребители-бомбардировщики Су — очень веское и
важное слово Сухого в авиационной науке и технике».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.