Начну с
предыстории - пояснения. В период до полового созревания, отношения
между мальчиками и девочками строятся на агрессии, конкуренции,
соперничестве.
В данный
период в девочках превалируют активные (мужские) энергии, в мальчиках -
пассивные (женские), мальчики осваивают архетипическую роль "Разведчик",
девочки - "Амазонку".
Это наверное самый жесткий этап во
взаимодействии, дети в этот период очень жестоки по отношению друг к
другу. Наилучший результатом проживания данного периода - научение
дружбе, то есть взаимодействовать между собой как друзья, основываясь
на защите и поддержке.
С началом полового созревания девочки
становятся девушками и начинают осваивать архетипическую роль "Ведьма".
Мальчики становятся юношами и начинают осваивать архетипическую роль
"Защитник".
Агрессия из отношений никуда не уходит, а трансформируется из активной в пассивную.
Если
"Амазонка открыто машет мечом перед Разведчик, то Ведьма понимает , что
защитник уже сильнее её физически и она действует иначе: она очарует,
заинтригует, накормит и отравит, то есть будет проявлять агрессию не
открыто а исподтишка".
Утрированная метафора, но она очень точно
отражает суть взаимодействия между мальчиками и девочками, между
девушками и юношами. Период девушка и юноша в норме завершается к 25
годам, которые и являются возрастом психологического взросления.
Но
увы, не все перешагнув физический возраст 25 лет, становятся
психологически зрелыми людьми, многие "зависают" в психологической
незрелости навсегда.
Наилучшим результатам проживанием данного
периода, является научению уважения себя и других людей, уважительное
взаимодействие основанное на доверие к людям.
Теперь про пассивную агрессию. Напомню какова природа агрессии и чем она отлична от ярости.
Для
определения пассивной агрессии я хочу сразу обозначить тот факт, что
она может быть как привычной психологической защитой у человека, так и
стойкой личностной характеристикой, важной частью личности, определяющей
его характер и жизнь.
Поэтому вы можете встретить черты, описываемого процесса и у себя, и у многих людей в разные моменты жизни.
Сарказм,
унижение, недовольство, раздражение, игнорирование, сплетни,
оскорбления, высмеивания, интриги, манипуляции и саботаж, самооправдание
через обвинение, предвзятость, стёб, "подковырки", "издевки",
"подколы" и так далее и тому подобное.
Подобные формы
психологического насилия = пассивной агрессии — это следствие не
выраженной агрессии и накопленных обид. Их сложно отследить, на них
трудно указать и практически невозможно доказать, но они чувствуются
человеком, кому они адресованы.
У всего есть форма и содержание. У
любого действия, любого взаимодействия. Выше перечислены формы, которые
наполнены содержанием, Агрессией., которая в свою очередь под собой
имеет пласт - боль, обида, страх и иные негативно окрашенные
эмоциональные переживания, которые, в свою очередь, есть реакция на не
реализованные свои психологические потребности.
Пассивная
агрессия - это всегда борьба. Пассивный агрессор-бунтарь, революционер,
партизан, оппозиционер, "баба-яга которая всегда против". Даже, когда
ему это невыгодно, он просто уже не может остановиться, ему значим сам
процесс борьбы. Пословица «назло маме отморожу себе уши» про них.
Пассивность
в поведение пассивно-агрессивной личности - это скорее не бездействие,
а противодействие, которое выражается в сопротивлению тем действиям,
которые принесут результат.
Внешне кажется, что человек просто не
делает что-либо ради цели. Но на самом деле внутри него идёт борьба. Он
хочет результата (ну кто не хочет?) и сопротивляется ему. И вся его
энергия, а мы помним, что её много, идёт на сопротивление этому
действию. Почему, спросите вы, и будете правы? Ведь это, по меньшей
мере, странно.
А на самом деле ничего странного. Это типичное
поведение незрелой личности. Это норма в подростковом периоде и, увы, не
норма, когда человек презентует себя как взрослый.
Это, когда
подросток понимает, что родитель "дело ему рекомендует", но "бунтарская"
энергия его возраста не позволяет ему согласиться с рекомендацией даже
внутри себя, ибо воспринимается как откат в детство.
Кстати,
незрелые мужчины так ведут себя во взаимодействии с женщинами, которые
дают им прямые рекомендации. Мужчина даже понимая, что женщина права -
назло ей и себе по факту, сделает ровно наоборот. Психологически
взрослые люди умеют советоваться, сотрудничать, коллегиально решать
вопросы.
Человек всегда дарит миру то, чем богат. Человек не
может подарить другому того, чего в нем самом нет. Очень часто можно
слышать подобное: "я вся полна обид и злости и прочего на своего мужа,
но ребенка люблю безумно, хоть он и папин сын".
Очень трудно
донести до автора данных слов ту мысль, что возможно по форме она любит
своего ребенка: заботиться, играет с ним, ухаживает - это все формы
любви, при этом она наполняет их тем, чем наполнена сама - болью,
обидами, злостью.
Форма любви наполняется содержанием, которое
вовсе не про любовь, потому так часто и удивляются мамы: "я так люблю
своего ребенка, а он такой не благодарный". Ибо безусловная материнская
любовь - миф и не более того.
Также не могу не упомянуть, про такой вид пассивной агрессии - как игнорирование.
Игнорирование
— тяжёлая форма пассивной агрессии, которая сильнее всего сказывается
на детях. Ребёнок теряет контакт с самым близким человеком, у него
создаётся ощущение, будто его не существует. Иногда к такой стратегии
примыкает папа, бабушка или кто-то из сиблингов (братьев или сестёр), и
бойкот масштабируется.
Ребёнок мечется в поиске ответов,
заискивает перед мамой, потом начинает провоцировать её, пытаясь
подтолкнуть к открытому конфликту, чтобы любыми путями всё закончить.
Если мама ведёт себя пассивно-агрессивно с отцом ребёнка, она ставит его
в абсурдное положение. Папа вроде как есть, но мама всем видом
показывает, что его нет.
Ребёнку не комфортно, он не понимает,
как реагировать на двойные сигналы, может ли он сейчас общаться с папой
или тоже должен вести себя «странно». В любом случае, ситуация
неоднозначная, и ребёнок от неё серьёзно страдает.
Иные формы пассивной агрессии в близких отношения также обладают колоссальной разрушительной силой.
К
сожалению, кругом и рядом можно наблюдать пассивно-агрессивное
взаимодействие между людьми, ибо, увы, психологическая незрелость - это
бич нашего времени.
Что делать, если вы узнали в каком-либо описании себя?
Пока человек жив, он может полностью изменить свою жизнь. наполнить её качеством во всех её сферах - это основное правило.
Никогда не поздно начинать работу с собой. Стоит лишь сделать выбор и взять ответственность на себя за свою жизнь.
Учиться реализовывать свои потребности, а не потреблять мир вокруг себя.
Взрослеть - учиться любить себя и дарить миру красоту и радость.
Учиться
быть осознанным в каждом моменте своей жизни - пребывать в здесь и
сейчас, присутствовать в каждом своем действии. Человек осознанный вряд
ли станет использовать агрессию, как содержание своего взаимодействия с
миром.
Учиться управлять своими эмоциями: генерализации и накручивания — это тупик.
Генерализируя, вы валите всё в кучу.
Муж
никогда не слушает, ему всегда важнее друзья, он совсем не готов к
диалогу, я постоянно сама иду на перемирие. Или с ребёнком — он вообще
со мной не считается, относится ко мне как к прислуге, любит только
отца, а на меня плевать.
Не делайте так — десятку абстрактных
обвинений (даже внутри нашей головы) найти оправдание сложно. Близкий
человек, скорее всего, обидится и рассердится, и вы не сможете нормально
поговорить. Обсуждайте каждый случай отдельно.
Помните, вы сами
творите реальность каждого дня вашей жизни. Выбирайте для себя то. что
делает вас реально счастливым, радостным и красивым!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.