Как решать конфликты без поиска виноватых Слышали
ли вы в свой адрес упреки в неконструктивности? Может быть, сами
кого-то упрекали? Бизнес-тренер Александр Орлов, автор книги «Джедайские техники конструктивного общения», рассказывает о том, как критиковать с пользой и решать проблемы, сводя к нулю градус негатива. Как вы понимаете, что вот это конкретное обсуждение неконструктивно, а вот это — конструктивно? Если
начать думать об этом, то есть на что потратить пару часов. Постараемся
облегчить задачу, разобрав принципы конструктива, предложенные когда-то
Энди Гроувом, одним из основателей компании Intel. Принципы простые, но
объясняют довольно много рабочих — и не только — конфликтов. Итак, поехали. 1. Своевременность.
Казалось бы, ежу понятно, что проблемы надо решать тогда, когда их надо
решать. Неспроста, когда кто-то нам говорит: «Ну, я еще месяц назад
видел, что у вас тут, скорее всего, все завалится, и действительно…» —
хочется забить гвоздь в голову этому наблюдательному человеку. Однако
в реальной жизни все немного сложнее. Поэтому тут следует поговорить о
двух, вероятно, самых распространенных нарушениях этого принципа. Ошибка № 1. Атака в прошлое.
Прибегает, например, менеджер к своему сотруднику с сакраментальным
вопросом: «ПОЧЕМУ ты вчера не прогнал тесты?» Что в этот момент сделать
сотруднику? Сесть в машину времени, метнуться в прошлое, там прогнать
тесты и вернуться с уже прогнанными? С прошлым одна проблема —
его нельзя изменить. Поэтому вопросы в прошлое люди зачастую
воспринимают как атаку на них лично. Более того, на вопрос «Почему ты не
сделал это вчера» человек начинает добросовестно отвечать, почему он
вчера этого не сделал. Причин у умных людей всегда много: соседний отдел
поздно прислал требования, потом другой отдел долго не мог сделать
сборку, тут еще директор отвлек на важную задачу и т. д. На самом
деле то, что тесты не прогнаны, само по себе не хорошо и не плохо. Это
некий факт. Однако, судя по накалу эмоций, этот факт создает какую-то
проблему В НАСТОЯЩЕМ. Например, менеджер не может отправить сборку
заказчику. Или не может рапортовать об успешном завершении работ наверх и
т. д. И вот эту-то проблему и надо решать в настоящем. А когда
она решена, можно заглянуть В БУДУЩЕЕ: как сделать так, чтобы подобные
ситуации не повторялись. И здесь будет уместен анализ прошлого: почему
тогда-то тесты не прогнали? Но в данной точке человек уже не
воспринимает это как атаку на него лично. Когда текущая проблема
разрешилась, виноватых не ищут. Мы вообще теперь будущее обсуждаем. Ошибка № 2. Одну проблему решили, о второй забыли. Начнем с примера. На нашем недавнем московском тренинге один менеджер поделился своей проблемой с удаленным сотрудником: —
Понимаете, он у нас отвечает за настройку рабочего окружения. И вот мы
наняли нового сотрудника. Он звонит нашему удаленщику с просьбой что-то
ему настроить, и тот четыре часа объясняет, почему этого сделать нельзя.
После этого новый сотрудник в расстроенных чувствах подходит ко мне, и я
ему за пять минут все настраиваю. — А дальше? — А дальше ситуация повторяется с некой периодичностью. Что
в реальности происходит? Менеджер отлично решает возникшую проблему —
настроить окружение новому сотруднику. Однако после этого забывает
заглянуть в будущее и подумать, как сделать так, чтобы ситуация не
повторялась. Заметим, что у самого удаленщика нет никаких проблем
в этой ситуации. К нему пришел новичок, он его аргументированно послал.
И все хорошо. И это гарантирует, что с его стороны модель не изменится,
пока менеджер не поднимет этот вопрос. 2. Адресность.
Когда два сотрудника друг другу в курилке жалуются на начальство:
«Блин, опять переезд в новый офис. Сколько можно? Третий раз за год!
Заколебали уже…» — это не вполне конструктивно. Потому что, если есть
проблема с переездами, они вряд ли решат ее между собой в курилке. Вот
если кто-то после этого разговора пойдет к начальству выяснять, что и
как с переездами, то произойдет переключение в конструктив. Принцип
адресности говорит о том, что проблему нужно решать с тем, с кем ее
можно решить. К нарушению принципа адресности очень часто
относится и публичная критика кого бы то ни было. Любая публичная
критика большинством людей воспринимается как атака на них лично. Что
нужно сделать? Правильно, размазать источник критики. Тогда все зрители с
попкорном немедленно увидят, кто прав, а кто нет. И дальше герои
обсуждения расчехляют трофейные какашкометы и начинается д-р-р-рака! Стоит
только начать личную переписку с человеком, а еще лучше позвонить ему
или прийти вживую поговорить, как градус эмоций снижается до нуля и
проблема решается сама собой. К личной критике люди прислушиваются
гораздо, гораздо лучше. Она позволяет сохранять хорошие конструктивные
отношения в долгосрочной перспективе. 3. Факты и данные. Иногда люди абсолютно искренне не видят проблему, которую вы пришли обсуждать. У каждого свой опыт. Положим,
вы убежденный сторонник гибких методологий разработки. Соответственно, у
вас в команде проходят утренние планерки (они же скрам-митинги или
standup-митинги). И вот ваш новый коллега на них постоянно опаздывает.
Почему? Он может искренне считать, что это полная ерунда. Потому
что до этого он работал десять лет в других компаниях и других проектах.
И они вполне успешно делали проекты без всяких ритуальных планерок. «Это
ухудшает командный дух» — отличный аргумент, но в чем это выражается?
Что такое командный дух? Это когда заходишь в комнату, а там такой
«сильный командный дух» витает в воздухе?! «В чем это
выражается?» — мощный вопрос, позволяющий понять, есть в аргументе факты
или нет. Факты хороши тем, что с ними не поспоришь. Такие
аргументы, как «это лучшие политики Agile», «это правила нашей
компании», «так завещал Кен Швабер», кстати говоря, хоть и являются
фактами, но немногим лучше, поскольку не показывают, что конкретно не
так из-за поведения человека. А такие аргументы, как: — «мы не можем учесть твое мнение, потом уже не раз приходилось переделывать»; — «все интересные задачи разбирают до твоего прихода»; — «тебе остаются только рутинные»; — «на рутинных задачах я не могу оценить твой рост», это
более конкретные факты, потому что они показывают, что в этой ситуации
не так и почему вы вообще решили обсудить эту проблему. 4. Намерение решить проблему, а не человека. В рамках конструктивного обсуждения мы не ищем виноватых. Наша задача — решить ситуацию. Если
по ходу обсуждения возникает ощущение, что человек пытается доказать,
что он не виноват, то очень неплохо работает прием диссоциации: «Погоди,
я не на тебя наезжаю, но сама ситуация…» Пример из жизни. У меня
трое детей. Старшие — пацаны 11 и 13 лет. Когда приходишь к ним с
конструктивной критикой, первой фразой очень часто бывает: «Я не
виноват». Со временем вошло в привычку выруливать: «Так я не про
"виноват, не виноват”. Просто как теперь…» — и дальше возможны варианты
«пойдем играть в футбол, если ботинки мокрые», «посмотрим фильм, если
нам сейчас надо будет убираться» и т. д. От принципов к практике…
Как видите, принципы просты в теории, однако постоянно нарушаются на
практике. В качестве небольшого упражнения вспомните какой-нибудь
непростой разговор из своего недавнего прошлого, когда вы ругались с
человеком, и подумайте, какие принципы конструктива нарушили ваши
собеседники или вы лично. Сделайте выводы.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|