Новая «Арктика»: каким станет атомоход проекта ЛК-60Я
Подходит к концу строительство первого атомохода по проекту ЛК-60Я.
Такие суда станут универсальными, заменив несколько типов ледоколов
прошлых поколений.
Кажется, что в ледокольном
переходе до Северного полюса нет ничего сверхъестественного. Однако до
космоса люди добрались на пару десятилетий раньше, чем до полюса. В 1977
году атомный ледокол «Арктика» прошел более 3850 морских миль, включая
1200 миль многолетнего льда. Мощности в 75 тысяч лошадиных сил судну
часто не хватало. То и дело оно не могло идти даже на минимальной
скорости, продвигаясь вперед толчками: удар — вперед на несколько метров
— задний ход — разгон и новый удар.
С того героического похода
прошло более 40 лет. Легендарная «Арктика» закончила службу и скоро
отправится на утилизацию. Тем временем на Балтийском заводе в
Санкт-Петербурге проходят ходовые и ледовые испытания ее сменщика,
ледокола «Арктика», построенного по новому проекту ЛК-60Я.
Предполагается, что такие суда заменят и ледоколы проекта «Арктика»,
использовавшиеся для прохода по Северному морскому пути, и более поздние
суда класса «Таймыр», которые имеют меньшую осадку и занимаются
проводкой судов в устья сибирских рек.
Как один проект может
заменить сразу два разных типа ледоколов? Все дело в двухосадочной
конструкции. Заполняя балластные емкости водой, «Арктика» способна
менять глубину погружения от 8,5 м для прохода по рекам до 10,5 м для
работы в открытом море. Этот универсальный тип поможет снизить стоимость
эксплуатации ледокольного флота.
Ядерных реакторов у «Арктики»
два — это новые двухконтурные энергоустановки «РИТМ-200», разработанные в
ОКБМ имени Игоря Африкантова специально для этого типа ледоколов. На
судне они должны пройти свою первую обкатку в условиях реальной
эксплуатации, после чего такие реакторы планируется устанавливать и на
другие суда, включая плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС).
«Арктика»
обеспечивает равномерное прохождение льда толщиной до 2,8−2,9 м. Но
если мощность покрытия выше, можно применить старый метод ударов,
постепенно пробивая путь в ледовом поле. Любопытно, что проходимость
кормой вперед выше, чем носом: винты подгребают разрубаемый лед и
освобождают пространство для движения вперед. Такая методика требует
осторожности, поскольку есть опасность погнуть винт. Все эти хитрости
прохода ледяных полей «Арктика» должна испытать уже в начале 2020 года, а
в мае судно планируется передать в эксплуатацию. Тем временем на
Балтийском заводе продолжается строительство: помимо уже упомянутой
«Сибири», верфи работают и над следующим ледоколом проекта, «Уралом». Но
и это только начало: в 2020—2021 годах должны быть заложены еще два
ледокола типа «Арктики».
Новые российские атомные ледоколы
станут самыми мощными и большими в мире судами такого класса. Но эта
ситуация продлится очень недолго. Ведь уже в 2020 году начнется
строительство ледоколов проекта «Лидер» (ЛК-120Я), еще более мощных.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.