Площадь земель в мире, не пригодных для сельскохозяйственного использования, в текущем году приближается размером к России. «Эксперт» выяснил, почему пустыни вытесняют пахотные земли и как это отразится на продовольственном обеспечении населения планеты.
Над пропастью в пустыне
Каждый год площадь земель, превращающихся в бесплодную пустыню, увеличивается на 1 млн кв км. В 2024 г. она достигла 15 млн кв. км, на которых проживают 1,2 млрд человек. Территория РФ составляет более 17 млн кв км. Каждый этот миллион «квадратов», добавляемый к пустыням, изымает из глобального ВВП около $10 трлн.
Об этом говорится в докладе «Шаг назад от пропасти: преобразование управления земельными ресурсами для сохранения планетарных границ», опубликованном UNCCD 1 декабря. Под эгидой этой организации в Эр-Рияде на этой неделе началась 16-я встреча стран-участниц Конвенции по борьбе с опустыниванием (КБО).
Как и в случае с конференциями ООН по борьбе с глобальными изменениями климата, «собака лает, а караван идет»: добавление порядковых номеров в названиях конференций никак не влияет на развитие негативных процессов на Земле. Это не случайно: опустынивание и рост мировых температур взаимно связаны десятками факторов. Влияние лишь на часть из них при игнорировании других не меняет состояние системы в целом.
Специалисты из Потсдамского института климатических исследований (PIK), готовившие материалы для конференции по КБО, подчеркивают, что сокращение сельскохозяйственных земель снижает способность экосистем поглощать углекислый газ, что приводит к дальнейшему росту мировых температур. Возникает устойчивое сокращение производства продовольствия, нарастание новых военных конфликтов по периметру бедствующих территорий, увеличивается количество беженцев , спасающихся из зон климатических и экономических бедствий и боевых действий.
Как и в случае с только что завершившейся СОР29 в Баку, особых надежд на прорывной исход СОР16 в Эр-Рияде у ее участников нет. Существует множество многосторонних соглашений, регулирующих изменения почвенно-растительного покрова (в частности, Декларация Глазго по лесам и землепользованию, в которой говорится о прекращении обезлесения и деградации земельных ресурсов к 2030 г.), но они зачастую не приносят результатов, признаётся в докладе UNCCD.
Сельскохозяйственные вредители
Многие из 197 подписантов КБО стоят перед неразрешимой дилеммой между экологией и продовольственной безопасностью. Ситуация усугубляется тем, что продовольственная безопасность в 80% случаев достигается переудобрением почв, недальновидной мелиорацией и ирригацией и прочими варварскими по отношению к природе способами. Подобные методы дают кратковременную отдачу, но всего за несколько севооборотов истощают почвы и вынуждают производителей вырубать леса под новые посевы. Брошенные же земли быстро деградируют и превращаются в пустыню.
В течение 11 тыс. лет земли под посевами, леса, пастбища и луга поглощали 30% углекислоты из атмосферы. Только за последние 10 лет абсорбция CO2 сократилась на 20%. В UNCCD подчеркивают, что «подсадка на иглу» химудобрений пахотных земель, повреждение торфяников и прочие вредительские практики ведения сельского хозяйства ответственны за 23% выбросов парниковых газов, 80% обезлесения, 70% растрат пресной воды. Парадокс в том, что 90% сельскохозяйственных субсидий в мире способствуют поддержанию именно хищнического природопользования.
По данным PIK, сегодня отмечается превышение предельно допустимых порогов в семи из девяти существующих планетарных экосистем. Например, в 2024 г. на Земле осталось только 60% всех существовавших на начало ХХ века лесов — экологи считают, что для естественного воспроизводства этой экосистемы требуется оставлять нетронутыми не менее 75% лесных массивов. Чтобы восстановить балансы в разрушаемых экосистемах, понадобится труд нескольких поколений.
К другим пороговым индикаторам относятся объемы пресной воды, азота и фосфора (основные компоненты удобрений), число биологических видов, кислотность мирового океана, концентрации аэрозолей в атмосфере и озона в стратосферном слое. Из них всех только последний находится в пределах безопасных показателей.
Гектар на пятерых
Проблема восстановления плодородия почв действительно трудноразрешима при той системе ведения сельского хозяйства, которая сегодня доминирует в мире, рассказал «Эксперту» профессор факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков: «Предел площади пашни в мире составляет 1,64 млрд га. С одного гектара могут беспроблемно кормиться пять человек. При существующем спросе в мире на почвенные ресурсы и текущем темпе роста народонаселения площадь пригодных для обработки земель окажется ниже этой цифры к 2050 году. Но нехватка земли неравномерна в разных регионах. В ЕС на одного человека в среднем приходится 0,35 га, в России 0,73 га — несмотря на то, что у нас, по данным РАН, в сельском хозяйстве используется не более 22% территории. Россия является нетто-экспортером продовольствия и одной из немногих стран, обладающей возможностью для безболезненного расширения площади посевов».
Особенно быстро деградируют почвы в Южной Азии, Китае, штате Калифорния и в Средиземноморье. Но в России тоже происходит опустынивание и деградация земель на более чем 100 млн га, где производится более 70% сельскохозяйственной продукции страны — это преимущественно юг РФ, Алтай и Тыва. Проблема не в нехватке плодородных земель, а в их варварской экстрактивной эксплуатации, считает почвовед: «Чтобы высадить злаки или создать пастбища, вырубаются леса, поля орошаются через небетонированные каналы, и происходит необратимая эрозия почв. Объемы производства сельхозкультур сегодня близки к предельным не из-за нехватки пространства, а из-за нерационального использования имеющегося. В Европе вообще наблюдается перепроизводство продовольствия, до 25% продуктов идет на свалки. То есть решение проблемы состоит не в увеличении производства в бедных странах и не сокращении его в богатых, а в справедливом глобальном перераспределении того, что производится».
Согласно самой свежей оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2023 году число голодающих в мире составило 733 млн человек — это примерно каждый 11-й житель планеты. За год (с 2022-го) их прибавилось 9,6 млн. Отметим, в качестве голодающих или недоедающих ФАО классифицирует людей, которые не могут получить достаточно пищи для удовлетворения минимальных ежедневных потребностей в калориях в течение одного года.
В последние годы глобальный прогресс в борьбе с голодом обращается вспять — ключевыми факторами послужили пандемия ковида и вооруженные конфликты в мире. С 2018-го число голодающих непрерывно растет, за 6 лет оно увеличилось на 176,4 млн. Для сравнения, за предыдущие 12 лет, с 2005-го по 2017-й гг., это число сократилось в полтора раза, до 541,3 млн человек.
На фоне этих цифр очевидно, что цель по ликвидации голода на планете к 2030 г., которую в 2015-м поставила перед собой ООН, достигнута не будет.
Более половины (52,4%) всех недоедающих — жители стран Азии, еще 40,7% — жители Африки.
Помимо «голода» ФАО оперирует и более комплексным понятием — «отсутствием продовольственной безопасности». Организация выделяет три его варианта:
тяжелая форма — когда люди не имеют запасов продовольствия и в течение года проводят день или дольше без еды; умеренная форма — когда не хватает средств на здоровый рацион, люди периодически пропускают прием пищи, либо остаются без продуктов питания; легкая форма — когда есть «неопределенность», продолжат ли люди непрерывно получать продовольствие.
Жертвами умеренной и тяжелой форм отсутствия продовольственной безопасности в 2023 г. были более 2,3 млрд человек, то есть каждый третий житель планеты. При этом от тяжелой формы страдали 864,1 млн человек — каждый девятый.
В 2022 г. 45 млн детей в возрасте до 5 лет страдали от истощения — это каждый 15-й ребенок такого возраста в мире. 70% из них (31,6 млн) жили в Азии, более 27% — в Африке (12,2 млн). Кроме того, у 148,1 млн (22,3%) детей до пяти лет отмечалась задержка роста. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), недостаточное питание служит причиной половины всех случаев смерти детей в возрасте до пяти лет.
Опустынивание — далеко не единственный (и далеко не самый важный) фактор растущего в мире голода. Среди общих причин — системные проблемы распределения благ в мире, экономические, демографические и социальные факторы. Среди самых острых — вооруженные конфликты, рост бедности, усугубляющееся положение наименее развитых регионов.
Не стоит забывать и про неэффективное обращение с имеющейся в мире пищей — по последним оценкам ООН, 13,2% вполне пригодных для употребления человеком продуктов питания превращается в отходы на этапах от сельскохозяйственного производства до ритейла и еще 19% выбрасывается впустую уже в домохозяйствах.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.