«Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах», «Ты меня
уважаешь, я тебя уважаю — мы с тобой уважаемые люди!», «Шутки шутками,
но могут быть и дети!», «Если меня в тихом месте прислонить к теплой
стенке, со мной еще очень, очень можно поговорить!». Аркадий Райкин ушёл из жизни в 1987 году, но фразы из его монологов цитируются по сей день. 24 октября — 110 лет со дня рождения артиста.
Ключ его успеха
«Конечно, он любим народом до сих пор, — уверен актёр Александр Олешко.
— Аркадий Исаакович Райкин говорил: ты должен каждому зрителю дать
по букве. Каждому посмотреть в глаза. И тогда у каждого человека будет
впечатление, что ты лично с ним пообщался. Это и есть ключ — Райкин
работал с потрясающей отдачей».
Расцвет творчества Райкина пришелся на тот период, когда он работал
в Ленинградском театре эстрады и миниатюр. В труппу его приняли в 1939
г., а уже через три года он стал художественным руководителем — ныне
театр эстрады носит его имя.
«Наташе. С симпатией»
Народная артистка РФ Наталья Гвоздикова, которой много довелось в жизни общаться Райкиным, рассказывала «АиФ»: «Моя сестра Людмила Гвоздикова
работала в Ленинградском театра миниатюр под руководством Райкина.
Аркадий Исаакович знал меня с детства и разрешал мне посещать репетиции.
У меня есть несколько его автографов. Можете представить, как мне
приятно, когда он написал „Наташе. С симпатией. Аркадий Райкин".
Он человек своеобразный — я это прекрасно понимала. Поэтому мне
всегда было очень интересно наблюдать за ним. В жизни один, а на сцене —
совершенно другой! Насколько темпераментно он выходил на сцену, просто
выскакивал!
За кулисами же всё было иначе — ходил Райкин неспеша, поднимался
по лестнице медленно-медленно. Прямо еле-еле, шаг, шаг. Это он так берёг
силы для главного. Я видела, как он становится старше, как трудно ему
с каждым годом выходить на сцену. „Стареть не хочется", — говорил
Аркадий Исаакович.
Я очень любила спектакли Аркадия Исааковича. Ходила на них постоянно,
в том числе и когда уже была беременная. Райкин вокруг меня обходил
и спрашивал: „Ну что, арбуз растет?". Аркадий Исаакович очень любил
детей. И своих, и чужих. Кстати, с Костей Райкиным мы вместе поступали
в институт. И Катю, старшую его дочь, я очень хорошо знаю, мы до сих пор
с ней общаемся». «Не беспокойтесь, что Райкин вас выгоняет»
Райкин, будучи звездой, неоспоримой, безоговорочной, часто давал
путевку в жизнь артистам, которые могли бы вырасти в его конкурентов.
В 1962 году в Театр миниатюр Райкина был принят Роман Кац. Райкин посоветовал молодому артисту взять «нееврейский» псевдоним — так на нашей эстраде появился Роман Карцев.
А в 1964 году Райкин пригласил в свой театр на должность заведующего литературной частью Михаила Жванецкого.
Вместе они поставили в 1969 году программу «Светофор», где состоялась
премьера миниатюр Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».
«Когда я работал у Райкина и шел спектакль „Светофор", авторские
отчисления у меня были 1300 рублей в месяц — это после 80 рублей
зарплаты в порту. Причем я ничего не делал, просто приказом Министра
культуры 6% от сборов шли автору. Спектакли у Райкина шли каждый день,
а залы у него в драматическом театре были большие, народу — битком. Там
ещё кто-то немножко написал, но основным автором был я», — позже
вспоминал Жванецкий.
Выступления Райкина с миниатюрами Жванецкого, несмотря на острую
сатирическую направленность, порой на грани дозволенного, тем не менее
очень любили чиновники от культуры.
«С одним цензором из Ленинграда мы часто встречались на спектаклях
у Райкина, — рассказывал писатель в программе «Дежурный по стране».
— Однажды он сказал мне: «Жванецкий, вот вы все время что-то гундосите,
жалуетесь, что цензура у нас тупая, не ценит хорошей литературы. Если бы
вы увидели мою библиотеку, вы бы заткнулись. И я, действительно
заткнулся. В этой библиотеке было столько книг, которые он лично
запретил. И Солженицын был, и всё там было. И я в том
числе. Или другой случай. Мне одна чиновница — замечательная,
симпатичная, умная женщина, очень мы с ней дружили, чуть ли не за руку
держались после рукопожатия еще какое-то время в ленинградском Доме
культуре сказала: «Не беспокойтесь, что Райкин вас выгоняет. Уходите,
вы только выиграете, вы станете лично известным, вас поймут люди.
Я говорю: „Ну, вы видите, это запрещено, то запрещено к печати". А она:
„Это я запретила. Мой мальчик, вы что, до сих пор не знаете, что это
я не пропустила в печать? Замечательный рассказ, кстати". Мне от этих
её слов просто повеситься хотелось».
Жванецкий никогда особенно не распространялся о конфликте с Райкиным,
но суть его сводилась к тому, что они абсолютно по-разному видели
подачу юмора. «Конечно, я зависел от Райкина, — говорил писатель по ТВ.
— Вначале, когда Райкин выходил на сцену, а я стоял за кулисами
и слушал, я понимал: это мой текст. А потом у Райкина это уже было на
¾ Райкин, или наполовину Райкин. Гримасы, жестикулирование. А я любил,
когда все-таки это был текст с интонациями».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|