Останки авиалайнера Ил-14П, на котором летал лидер СССР Никита Хрущев,
случайно обнаружили на границе Якутии с Чукоткой. Подлинность самолета
уже подтвердил сын бывшего пилота, знакомого с этой машиной.
Бывший
самолет первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева обнаружен на кладбище
воздушных машин в поселке Черский на крайнем северо-востоке Якутии у
границы с Чукотским автономным округом. Ил-14П, на котором партийный и
государственный лидер СССР совершил немало полетов, за прошедшие годы
изрядно проржавел и покоится среди других реликвий советской авиации.
Как сообщает Daily Mail, останки борта №1 нашел пилот вертолета и
энтузиаст авиации Тимур Фаткулов, который работает в компании «Полярные
авиалинии».
Уникальность Ил-14П подтвердил ему историк авиации, чей отец пилотировал этот самолет.
«Мой
папа летал на самолете с бортовым номером 61755. Это бывший личный
самолет Хрущева, — заявил Фаткулову историк, попросивший не называть его
имени. – На борту было необычное и очень крутое для того времени
американское навигационное оборудование. В частности, радио самолета
можно было настроить на пять мировых радиостанций, среди которых –
Нью-Йорк, Япония и Австралия. После настройки оборудование выдавало
текущие координаты рейса, по-видимому, методом триангуляции».
Как
уточняется в книге Николая Якубовича «Неизвестный Ильюшин [Триумфы
отечественного авиапрома]», на Ил-14П советская делегация во главе с
Хрущевым летом 1955 года летала в Индию, Бирму и Афганистан. Однако
через несколько лет дал о себе знать скрытый конструктивный дефект.
Инцидент произошел во время визита Хрущева в Симферополь. Когда самолет
уже летел в небе над Украиной, загорелся один из двигателей. Экипаж
вовремя привел в действие средства тушения пожара и выключил двигатель,
воздушный винт которого автоматически зафлюгировался.
Чтобы не рисковать, КВС совершил посадку на ближайшем аэродроме в районе Джанкоя.
Расследование
причин пожара показало, что в полете из-за вибрации треснула медная
трубка бензопровода и топливо, хлынувшее в образовавшуюся щель, попало
на горячий мотор и вспыхнуло. Впоследствии на всех машинах медные трубки
заменили бензостойкими дюритовыми.
Постепенно разваливающийся на
части у берега реки Колымы Ил-14П – не единственный самолет в
политической карьере Хрущева. Как известно, свой знаменитый визит в США в
сентябре 1959 года он совершил на гигантском авиалайнере Ту-114, к
которому американцы на базе «Эндрюс» не смогли подобрать трап нужной
высоты. А в последние годы пребывания на вершине власти Хрущев пересел в
четырехмоторный Ил-18, причем он еще в 1957-м лично осмотрел первый
экземпляр на Центральном аэродроме, одобрив идею Екатерины
Фурцевой присвоить ему имя «Москва». На таком же самолете летал Леонид
Брежнев.
В числе других самолетов, переправленных в Черский на
вечную стоянку, — чехословацкий Avia-14 под названием Писек, подаренный
«Аэрофлоту» для использования в Арктике, и еще один Ил-14, до передачи
СССР эксплуатировавшийся венгерской государственной авиакомпанией Malev.
По
словам эксперта Евгения Лебедева, в советское время Черский являлся
одним из центров полярной авиации – самолеты возили бурильщиков,
геологов, почту, продукты, а также выполняли рейсы в медицинских целях.
Позднее машины просто списали и выбросили на импровизированные свалки, подытожил он.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.