Кто научил древних письменности, архитектуре и астрономии
Одной из любопытных особенностей процесса познания является та, что поиск вопроса во многих случаях сложнее и увлекательнее поиска ответа. Вплоть до того, что ответ-то искать вообще не надо, — он давно и общеизвестен, а вот открытие подходящего для этого ответа вопроса оказывается неожиданностью и, некоторым образом, шоком. Например, недавно я прочитал, что древние цивилизации, такие как египетская и шумерская, появляются словно из ниоткуда, и сразу с письменностью, колесом и обширнейшими познаниями в областях астрономии и архитектуры. Вопрос на миллион: откуда они всё это взяли?
Не египтяне, разумеется. Вопрос в том, откуда такую чушь взяли люди считающие, что древние народы сначала приобрели знания, а лишь потом создали цивилизации. Ведь, известно же, что всё было строго наоборот. Сначала цивилизация, потом — очень долгое время спустя — хоть какие-то самые примитивные знания.
Начать можно с письменности. Первые государства в долине Нила возникают около 3.8 тысяч лет до овой эры, самые же ранние свидетельства возникновения письма в Египте относятся к началу периода Раннего царства — 3.1 тысяча лет назад до новой эры. Причём, это ещё не иероглифика, а рисуночное письмо, в котором понятия передаются узнаваемыми изображениями объектов. Позже рисунки (пиктограммы) упрощаются, превращаясь в абстрактные символы для обозначения слов. Но занимает этот процесс ещё 300 лет. Древнейшие примеры настоящего иероглифического письма в Египте появляются лишь за 2.8 тысяч лет до новой эры.
То же самое можно увидеть и на примере Междуречья, где клинописи также предшествует рисуночное письмо, применяемое для бухгалтерских операций. Первой «письменностью» шумеров оказываются глиняные «токены» — жетоны изображающие учётные единицы. Так, токен с рисунком козы соответствовал одной козе, а десять таких токенов — десяти козам! Додуматься до такого никто, кроме шумеров, точно бы не смог.
Позже, рисунок сменился условным обозначением данного товара, а количество токенов в сосуде — количеством засечек на единственном токене. Примерно, за 500 лет упражнений в таком духе шумеры обзавелись минимальным набором символов для обозначения разных понятий, позволяющим этими символами уже не только считать припасы, но и делать записи произвольного содержания.
Но колеса у шумеров в тот момент ещё не было. Его они изобретают лишь за 2700 лет до новой эры. Причём не первыми. Кое-где в Европе найдены и более древние колёса. Заслуга шумеров в данном случае лишь в том, что сделав это важнейшее изобретение независимо, они способствовали его широкому распространению в мире.
Не менее характерным примером являются и пирамиды. Едва появившись, египтяне уже знают, как строить их? Конечно знают. Пирамида — сооружение до такой степени примитивное, что не знать, как её построить, просто нельзя. Строительство пирамид — своего рода нулевая отметка на шкале навыков в области архитектуры, ибо если минимальные представления о том, как строить, появляются — изобретается арка, например, — пирамид уже точно не будет.
То есть, уметь для строительства пирамиды не нужно ничего. Но сама идея подобного сооружения не возникнет на пустом месте. Так, в додинастический период (3.5-3.1 тысяч лет до новой эры) египтяне хоронят своих царей в курганах, отрабатывая погребальные церемонии. Затем, следует период мастаб — минипирамид, сложенных их сырцового кирпича. Лишь в XXVII столетии до н. э. египтяне предпринимают первую попытку строительства каменной пирамиды. Это, датируемая 2663 годом пирамида Хабы, называемая также «круглой» или «слоистой». Как бы, «ступенчатая», но имеющая высоту всего 17 метров. Египтяне догадывались, что камень прочнее глины, но не имели ещё понятия, насколько именно прочнее.
После первого блина, вышедшего откровенным комом, в 2650 году последовала пирамида Джосера — ещё ступенчатая, но уже крупная — 62 метра. В начале XXVI века до н. э. появляются «ломаная пирамида» (попытка угадать предельно допустимый наклон граней провалилась). Ступенчатая пирамида — простейшее из монументальных сооружений, и пирамиды такой схемы строились везде — от Мексики до Индокитая. Но египтянам-то требовалось нечно выполняющее традиционные функции мастаб — гробниц — только большее по размеру. А значит, площадка под часовню на вершине была не нужна. Для экономии материала выступы были срезаны. Так следом за «ломаной» появилась и первая — настоящая — «розовая пирамида», послужившая образцом для великих гизейских пирамид.
Что остаётся? Астрономия? Об успехах этой науки в Египте известно из астрономической ориентации пирамид. Имевшей, кстати, вполне утилитарное, никак не связанное с космосом, пришельцами или даже религией египтян, назначение. Тем не менее, удивительно точная (по меркам медно-каменного века, по современным — крайне грубая) ориентация гигантских сооружений является фактом. Однако, выставлены по звёздам лишь несколько пирамид середины-конца XXVI века. Познания в области астрономии у египтян появляются, таким образом, не сразу, а лишь через 9 веков после возникновения их цивилизации.
Переход от варварства к цивилизации означает возникновение сословного и профессионального расслоения общества. В том числе и появления лиц, занятых умственным трудом. Жрецов, главным образом. У которых были и время, и необходимость выводить символы на глине, решать геометрические задачи и наблюдать движение небесных тел. Более того, жреческая каста могла приобретённые знания накапливать, передавая от старших к младшим представителям, сначала изустно, а затем (только через несколько столетий) и в письменной форме.
Наблюдаемое методами археологии постепенное углубление познаний египтян и шумеров в различных областях, таким образом, вполне объяснимо естественными последствиями труда протобухгалтеров, протоземлемеров, протоархитекторов и так далее. И совершенно необъяснимо в рамках гипотезы внешнего источника знания. Едва ли какие-нибудь аннунаки или атланты стали бы учить шумеров рисовать коз на глиняных таблетках. Они бы сразу показали, как чертить буквы и как ими пользоваться.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
1. Да хоть вывернись на изнанку! Обезьяны не учатся, а смешно копируют. ""только в клетке говорят попугаи, а в лесу они язык забывают."" 2. Вспышки интеллекта были и в Средней Азии. Ибн Сина -Авиценна и Улугбек тому примеры.
Раз уж вспомнили Древний Египет (а могли бы и Атлантиду), то вспомнили бы про Верховных жрецов, они общались с Богами. Боги и дали письменность, математику, астрономию и т.д. Знание всегда шло извне, а где оно хранится - замнём, всё равно вам доступ туда запрещён.
Большинство религий дает нам иллюзию свободы выбора. Как и атеизм, кстати. Можно пойти налево или направо… Во что я верю? Живет человек, и жизнь как бы случайно, не заботясь о нем, чаще или реже ставит на его пути какие-то выигрышные для будущего вещи. Умный их видит, использует, реализует... А другой не реализует. И вот судьба у одного - одна, а у другого - другая. А по существу они находятся в одинаковом положении. Обоим жизнь что-то подкидывает. Важно вовремя "узреть" сие. Может быть это тоже феномен озарения?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]