Кавказские абреки, которые изначально представляли собой
преступников-изгнанников, вынужденных уходить из общины и скитаться по
горам из-за всеобщего осуждения, имели свой «кодекс» обетов. Позже
удаляться в труднодоступные уголки высокогорья стали мужчины,
недовольные политикой царизма, а также те, кто покидал общество в силу
постигших их личных трагедий. Драться не щадя головыСогласно
«Толковому словарю русского языка» Владимира Даля, отчаяннее горцы,
скрывавшиеся от соплеменников давали обет в течение определённого срока,
длительностью от одного года до нескольких десятилетий, яростно
драться, не щадя своей головы. Обязанный быть неустрашимым в каждом бою,
он не имел права отсиживаться и прятаться, а напротив сам искал повод
для столкновения с людьми, рискуя быть убитым любым более сильным
соперником. Если абреку спустя оговорённый в клятве период удавалось
уцелеть, то он, сложив оружие и приняв смиренный вид, мог совершенно
спокойно вернуться домой и продолжить мирную жизнь, со всеми её
радостями и удовольствиями. АскезаВ
«Энциклопедическом словаре» Фридриха Брокгауза и Ильи Ефрона отмечено,
что отрекшийся от всего заветного абрек принимал на себя обет полностью
сторониться разнообразных жизненных удовольствий. Он удовлетворялся
только той пищей, которую мог добыть в горах, не имел постоянного
местожительства, а круг его общения ограничивался либо соратниками по
скитанию, либо полным одиночеством. Встречи для души с родственниками
или друзьями из мирной жизни не допускались. Точно так же, как
возбранялись всякие контакты с женщинами, причём не только интимная
близость, но даже прикосновение. Не допускалось в рядах абреков
стяжательство, поэтому все попадавшие в их распоряжение после
грабительских набегов богатство и добро передавалось в пользование
бедняков. Именно из-за этого кавказских абреков, никогда не нападавших
на сирот и вдов, часто сравнивали с Робин Гудом. Отсутствие привязанностейРассказавший
о традиционном абречество в рукописи «Описание Кавказа в
географическом, историческом и военном отношении» Иоганн Бларамберг,
сообщал, что абреки, добровольно отрекались от всех привязанностей. Они
давали клятву не признавать ни личных, ни семейных, ни общественных, ни
имущественных связей и полностью посвятить себя скитанию. Этот обет
помогал абрекам сохранить жизнь людям, которые были им дороги и
совершенно спокойно покидать свой домашний очаг. Отрёкшись от
родственников и друзей, они принимали весь удар мщения и преследования
на себя. А это означало, что в случае его убийства родные не должны были
мстить за него, поскольку эту обязанность брали на себя его горные
сотоварищи. Это правило распространялось как на тех, кто стал абреком
из-за клятвы свершить кровную месть, так и на тех, кто ушёл в горы,
скрываясь от традиционного правосудия. Клятва чеченских абрековГенерал
русской армии Василий Потто в книге «Кавказская война. Том 2.
Ермоловское время» писал, что наивысшим человеконенавистничеством
отличались чеченские абреки, которые были одинаково беспощадны как к
своим, так и к врагам. Об этом красноречивее всего свидетельствуют слова
клятвы, которую обязан был произнести каждый вступающий в ряды
абречества горец: «Я, сын такого-то, сын честного и славного джигита,
клянусь святым, почитаемым мною местом, на котором стою, принять
столько-то летний подвиг абречества, и во дни этих годов не щадить ни
своей крови, ни крови всех людей, истребляя их, как зверя хищного.
Клянусь отнимать у людей все, что дорого их сердцу, их совести, их
храбрости. Отниму грудного младенца у матери, сожгу дом бедняка и там,
где радость, принесу горе. Если же я не исполню клятвы моей, если сердце
мое забьётся для кого-нибудь любовью или жалостью — пусть не увижу
гробов предков моих, пусть родная земля не примет меня, пусть вода не
утолит моей жажды, хлеб не накормит меня, а на прах мой, брошенный на
распутьи, пусть прольется кровь нечистого животного».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|