Кикладские "сковородки" - еще одна загадка древности
Все, кто бывал в Ираклионском музее и тем более в Музее Кикладской культуры в Афинах, которые я уже многократно тут нахваливала, помимо самих кикладских идолов должны были обратить внимание на странные предметы, похожие на глиняные сковороды, декорированные причудливыми орнаментами.
Их принято называть «кикладскими сковородками», а гипотез об их назначении великое множество. Сводятся они к 4 основным: сковородка+вода=зеркало, сковородка+морская вода=выпариватель соли, сковородка+натянутая на нее шкура=ритуальный барабан (что вообще маловозможная фигня), сковородка сама по себе=культовый объект неизвестного характера.
Почему они нам интересны? Во-первых, потому что спиральные орнаменты, бывшие основной деталью декора сковородок — это важнейший элемент не только минойской, но и последующей древнегреческой культуры. Можно с высокой долей уверенности утверждать, что различные его формы от меандров до спиралевидных свастик были переняты минойцами от кикладских учителей. Во-вторых, за этими завитушками определенно скрывается какая-то глубокая, важная для понимания этих культур мифологема.
Будучи большой поклонницей Юрия Викторовича Андреева, я буду цитировать ниже его монографию «От Евразии к Европе», потому что мне его предположения кажутся наиболее глубокими и правдоподобными.
«…этот спиральный орнамент так же, как и меандр в греческом архаическом и классическом искусстве, представлял собой ничто иное, как открытую (развернутую) форму лабиринта, т. е. символическое изображение великого пути, связующего миры. Главной здесь, как и в лабиринтах закрытого типа, была идея непрерывного движения, осложненного ритмически повторяющимися завитками-поворотами, что создавало необходимую в этом сакральном контексте иллюзию постоянного возвращения вспять или изменений направления при действительной неизменности заданного курса». Андреев отвергает чисто рационалистическую точку зрения, что спирали кикладских сковородок – только лишь стилизованные элементы пейзажа и говорит о том, что в древнем сознании этот образ мог напоминать и о свернувшейся кольцом змее, и о водной стихии, и о солнце и других небесных телах.
Помню, как Самсон Наумович Бройтман на лекциях по исторической поэтике в РГГУ неустанно нам повторял, что именно синкретизм, принципиальная нерасчленённость взгляда на мир, не осложненного дифференцирующим рефлексирующим мышлением, является основным принципом художественного мышления древности. Вот и в кикладском искусстве бронзового века, как мне кажется, мы должны видеть то самое семантическое единство.
По Андрееву спирали кикладских сковородок могли иметь сходный с лабиринтом смысл схемы или символа путей, ведущих из одного мира в другой и обратно, подчеркивая, что основными элементами этих орнаментов могут считаться не одиночные спирали, а комбинации из четырех спиралей и S-образные спирали. Интересно, что автор видит эти рисунки живыми, вращающимися:
«Как вращающаяся по часовой стрелке воспринимается и вся сетка спиралей, вписанная в круглую рамку «сковородки». Очевидно, душа умершего, попавшая внутрь этой системы, должна была пройти через все спирали и свастики и только после этого могла возвратиться к исходному пункту своего путешествия, каковым, очевидно, считался треугольник в нижней части «сковородки». Транспортным средством в этом странствии мог служить изображенный здесь же корабль».
Да, и опять здесь проступает идея загробного плавания, о корой я говорила и применительно к «Одиссее», и к посмертным представлениям минойцев. Глиняные модели кораблей, кстати, находят как в критских, так и в кикладских могилах, а богиня на минойских печатях часто изображается на корабле.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.