Общность этимологии и исходного значения этих слов очевидна. Но в
христианстве и в исламе они обрели несколько различные функции. Иудейский и христианский СатанаПрежде
всего, напомним немного о том, кто такой Сатана. Да, уже видно, что это
слово используется как имя собственное, в единственном числе. Сатана
один. Нам трудно даже сказать, как это слово могло бы склоняться во
множественном числе: несколько сатанов или сатан? Нет, Сатана это
конкретное личное имя. В некоторых древних книгах Ветхого завета
еврейское слово «сатана» обозначало не категорию каких-то существ, а
некоторые вредные для веры качества самого человека. В
церковнославянском и русском переводе Библии нету сатаны как имени
нарицательного, хотя в переносном (ругательном) значении оно издавна
используется в нашей бытовой речи по отношению к человеку, мешающему
своим поведением каким-то благочестивым действиям или настроению других
людей. И это значение как раз весьма близко к первоначальному
древнееврейскому. Но уже в Книгах Пророков (Захарии, Иова) Сатана
это конкретный персонаж, обычно трактуемый как тёмный, падший ангел,
искушающий веру праведника. Богословы считают, что Сатана упоминается и в
некоторых других книгах (Исайи, Иезекииля), но не назван так либо
именуется иносказательно (например, Светоносный, он же Люцифер). В
Евангелии Сатана искушает Христа, а в послании Апостола Павла к Ефесянам
Сатана назван «Князем, господствующим в воздухе». Отсюда и идёт,
по-видимому, христианское представление о Сатане как предводителе
тёмного, адского воинства, противостоящего Богу. Оно нашло наиболее
полное выражение в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Функции исламских шайтановИсламское
представление о шайтанах восходит к имени нарицательному. От
олицетворения нехороших качеств человека слово «шайтан» перешло на
обозначение целой категории духов. Шайтанов, по мусульманскому поверью,
много. Более того, у каждого человека есть свой шайтан, как и свой
ангел. Это представление, впрочем, имеет своё соответствие и в
христианских воззрениях, только у христиан такой персональный тёмный
ангел называется не сатаной, а демоном или бесом. Работа у шайтанов
простая, но хлопотливая: подбивать человека на совершение
неблагочестивых поступков, на сомнения в вере, мешать ему совершать
молитвы и богоугодные деяния. Вот одно из указаний на функции шайтанов в
Коране. «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзости», –
сказано в суре аль-Бакара (2:268; смысловой перевод Эльмира Кулиева).
Колдовство, волшба магия – всё это как раз искусство шайтанов, которому
они учат людей, дабы те перестали поклоняться Аллаху и надеяться на Его
милость. Вера в Аллаха и доскональное соблюдение предписаний Корана
являются основной гарантией от козней шайтанов. Всевышний говорит в суре
аль-Хиджр: «Мы предохранили его [человека] от всякого шайтана» (15:17). Природа шайтанов и их отношения с их главой – ИблисомСубстанциальное
отличие шайтанов от ангелов состоит в том, что шайтаны имеют
материальную природу. Они созданы Аллахом из бездымного пламени (15:27).
Однако если они не пожелают, то человек не может их ни увидеть, ни
услышать, ни осязать. В этом они чем-то похожи на ангелов, которым могут
подражать. Шайтаны могут принимать разные обличья, в том числе обличья
людей. Самая коварная личина шайтана, когда он принимает облик
настоящего ангела. Конечно, праведника такая личина шайтана обмануть не
может, но человек, сильно грешащий, нестойкий в вере, может соблазниться
этим. Шайтаны являются одной из разновидностей джиннов. В
доисламскую эпоху джиннами назывались у арабов вообще любые духи, причём
они могли быть как злыми, так и добрыми. После возникновения ислама все
джинны были записаны в злые духи. Не всякий джинн – шайтан, но всякий
шайтан – джинн. Джинны могут приносить вред человеку и по собственной
инициативе. Шайтаны это самые сильные, зловредные и коварные из джиннов,
непосредственно служащие Иблису. Христианскому Сатане как падшему
ангелу соответствует у мусульман Иблис. Он и предводительствует сонмом
бесчисленных шайтанов. Местами в Коране под словом «шайтан»
подразумевается конкретно Иблис. Это связано как с нежелательностью
упоминания собственного имени Ангела Зла, так и с тем, что первоначально
личности Иблиса и его слуг как олицетворений зла не были чётко
дифференцированы. Над этим уже поработали мусульманские богословы в
века, последовавшие за записью Корана.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|