Еврейский сатана Мастема и космическая война против Бога
В самых ранних еврейских рассказах не было четкой фигуры Сатаны, но одним из самых ранних имен был Мастема. Мастема изображается как противник Бога. Мастема берет свое начало в еврейском апокрифическом произведении, Книге Юбилеев, в которой он играет определенную роль во многих традиционных историях Ветхого Завета.
Помимо того, что Мастема представляет дуалистическую тенденцию в ранней иудейской мысли, он также может олицетворять динамику еврейской общины "внутри группы - вне группы".
Мастема в Книге Юбилеев
В Книге Юбилеев Мастема изображен как могущественный ангел, который выступает в качестве главного противника Бога или Яхве. Судя по всему, Мастема изначально был ангелом, восставшим против Яхве. После потопа девять десятых ангелов-последователей Мастемы были заключены в бездну. Однако одной десятой из них Яхве позволил исполнить волю Мастемы над человечеством.
После потопа Мастема играет важную роль в возвышении Израиля. Судя по всему, автор Книги Юбилеев использовал его для исправления библейских историй, которые были сочтены богословски тревожными как иудейскими, так и христианскими читателями. Например, именно Мастема говорит Аврааму, что он должен принести в жертву своего сына Исаака, а не Яхве. Мастема говорит Яхве, что Авраам не пожертвует своим сыном из преданности. Яхве позволяет Мастеме попытаться доказать свою точку зрения.
Когда Авраам на самом деле поступает так, Бог вмешивается, посрамив Мастему. Мастема также играет большую роль в Исходе. Например, именно Мастема, а не Яхве, пытается убить Моисея во время его возвращения в Египет. На протяжении всей Книги Юбилеев Мастема выступает в роли плута и смутьяна для народа Израиля и последователей Яхве.
Мастема также считается правителем необрезанного человечества. В Книге Юбилеев говорится, что всеми народами управляют духи, и главный из них - Мастема. Мастема, по сути, является правителем всех народов-идолопоклонников и сопутствующих им злых духов. Израиль, с другой стороны, является нацией, которой управляет непосредственно Яхве.
Хотя главная роль Мастемы - прямой соперник Бога, он также используется Богом для наказания человечества и выступает в роли своеобразного тюремщика идолопоклоннических народов. В Книге Юбилеев также говорится, что обрезание переводит людей из-под власти Мастемы под власть Яхве. В конце века подразумевается, что все человечество будет освобождено от власти Мастемы и передано во власть Яхве.
Источники, рассказывающие о Мастеме
Основным источником о Мастеме является Книга Юбилеев, которая представляет собой еврейскую апокрифическую книгу, написанную, скорее всего, во II веке до н.э. во время правления Иоанна Гиркана. Иоанн Гирканус был первосвященником династии Хасмонеев, основанной после восстания Маккавеев в 166 году до н.э.
Восстание Маккавеев произошло, когда селевкидский правитель Антиох IV Эпифан попытался насильно эллинизировать евреев и осквернил еврейский храм. В ответ на это евреи Палестины восстали и создали недолговечную независимую теократию. Иоанн Гирканус занял свой пост в 134 году до н.э. и правил до 104 года до н.э.
Иоанн Гиркан известен тем, что расширил владения иудейского народа, завоевав территорию на севере Палестины и разрушив соперничающий самаритянский храм на горе Геризим. Он также подчинил эдомитов на юге и заставил их принять иудаизм.
Несмотря на то, что Иоанн Гирканус использовал иудаизм как способ укрепить свою власть, объединив свои владения под общей религией, он также симпатизировал эллинистической культуре. Это возмущало некоторые иудейские секты, в частности фарисеев, которые ставили под сомнение его право править в качестве первосвященника.
Именно в этом контексте, скорее всего, была написана Книга Юбилеев. Темы Книги Юбилеев включают в себя приверженность строгой версии еврейского Закона, а также космическую войну между Богом и силами тьмы, а именно Мастемой. Интересно, что эта фигура дьявола появилась во времена еврейского ультранационализма, когда еврейский народ был очень озабочен тем, чтобы отличить себя от нееврейских или языческих групп, а также отличить верных евреев от отступников.
Это заставило некоторых ученых предположить, что появление Мастемы представляло собой попытку евреев отличить себя от других народов и от других евреев, которые не считались верными еврейской нации и религии. Верные евреи были избранным народом Божьим на стороне добра, в то время как другие народы, а также евреи-отступники находились под властью Мастемы на стороне тьмы в космической войне против Бога.
Секты, стоящие за Юбилеями: Может быть, фарисеи или ессены?
По всей видимости, существует определенный спор о том, какая иудейская секта ответственна за создание Книги Юбилеев и, соответственно, фигуры Мастемы. Три основные гипотезы, отождествляющие происхождение книги и Мастемы с фарисеями, ессенами и ранним еврейским противником христианства, соответственно.
Фарисеи считали, что евреи должны отделять себя от неевреев, следуя еврейскому закону и не вступая в браки с язычниками. Они также верили в воскресение мертвых и пришествие Мессии. Во многом фарисейская секта привела к возникновению как современного иудаизма, так и раннего христианства. Фарисеи занимали среднее положение между такими группами, как зилоты и ессены, которые хотели полностью отрезать себя от эллинистического мира, и саддукеями, которым было очень удобно принимать те аспекты эллинистической культуры, которые им подходили.
Из еврейских сект, возникших после восстания Маккавеев, фарисеи являются одной из наиболее хорошо изученных фракций. Фарисеи верили во многие идеи, которых сегодня придерживаются авраамические религии. Фарисеи, вероятно, верили, что разными народами управляют мятежные ангелы и что эти ангелы будут побеждены в последней битве. Фарисеи также подчеркивали преданность еврейскому закону и обособленность от других народов.
Фарисеи также верили в пришествие Мессии и наступление эпохи мира во всем мире, когда злые силы, правящие миром, больше не будут иметь никакой власти. Многие из этих идей занимают видное место в Книге Юбилеев. Хотя Книга Юбилеев, возможно, не отражает "ортодоксальных" фарисейских взглядов, не исключено, что автор Книги Юбилеев находился под влиянием зарождающейся фарисейской традиции, поскольку в ней освещаются некоторые из тех же тем, которые подчеркивали фарисеи. Эти темы включают в себя важность еврейского Закона и победу добра над злом. Идея Мастемы также хорошо вписывается в фарисейскую теологию, которая принимала традиционные еврейские верования об ангелах.
Ессеи считали, что другие еврейские секты, включая фарисеев, развратились. Эссены жили в протомонашеских общинах в Иудейской пустыне, имели ограничения в питании и не имели права вступать в брак. О мировоззрении эссенов известно немного. Однако эссены ассоциируются со свитками Мертвого моря, поскольку считается, что община Кумрана, недалеко от которой были найдены свитки, была общиной с верованиями, схожими с верованиями эссенов.
Некоторые ученые предполагают, что Книга Юбилеев была создана эссенами. Это делает Мастему фигурой, которая возникла из теологии эссенов. Эссенское происхождение Книги Юбилеев не противоречит тому, что известно об эссенах. Она отражает строгое толкование еврейского закона и мрачный взгляд на нееврейский мир, находящийся в основном под контролем злого Мастемы. Тем не менее, вероятно, о ессенах известно недостаточно, чтобы установить, были ли они авторами книги или фигуры Мастемы.
Также было высказано предположение, что истории о Мастеме могли возникнуть среди противников раннего христианства. Идея сатаны более развита в Новом Завете, чем в Ветхом. Концепция князя тьмы, правящего миром, очень четко выражена в посланиях Павла и в Евангелии. Не исключено, что мастема могла возникнуть как еврейский ответ на новозаветное толкование сатаны.
Основная проблема с этой гипотезой заключается в том, что, если бы она была верна, это означало бы, что Книга Юбилеев должна была быть написана до разрушения Второго храма в 70 году н.э., а подразумевается, что храм все еще является центром еврейского поклонения и практики в настоящее время Книги Юбилеев.
Другая проблема, связанная с такой поздней датой написания произведения, заключается в том, что общая тематика Книги Юбилеев лучше соответствует социальному контексту конца II века до н.э., когда Иудея была независимой и евреи могли беспрепятственно исполнять еврейские религиозные законы, чем контексту I века н.э., когда Иудея находилась под римской оккупацией.
С другой стороны, концепция Мастемы, князя тьмы, противостоящего Богу, вероятно, не противоречит взглядам многих иудеев и христиан в I веке нашей эры. Исходя из имеющихся данных, наиболее вероятным источником концепции Мастемы являются фарисеи II века до нашей эры.
Значение мастхема в истории религии
В первом тысячелетии до нашей эры в юго-западной Азии получила распространение концепция космической битвы между добром и злом. Ранним примером этого является зороастрийская религия. Зороастризм учит, что во вселенной правят две противоположные силы или духи, один из которых добрый, а другой злой. Зороастризм был основной религией Персидской империи Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.), и возможно, что зороастрийский дуализм повлиял на еврейских мыслителей, живших в Персидской империи после Вавилонского изгнания. Мастема может представлять собой пример выражения этого морального дуализма в иудаизме.
Независимо от источника идеи космической битвы между добром и злом, именно через иудаизм эта идея была передана христианству и в конечном итоге исламу. Однако идея космического врага, правящего империей зла, является лишь одной стороной веры в Мастему.
Хотя Мастема правил народами, однажды народы, находившиеся под его властью, перейдут под правление Яхве. Древние евреи, как и древние христиане, верили, что однажды мир будет восстановлен до своего первоначального совершенства. Эта вера в окончательное обновление мира была продолжена в иудео-христианской традиции и, похоже, продолжает жить сегодня на современном светском Западе.
Запад больше не живет в ожидании апокалипсиса и второго пришествия Христа, хотя многие западные христиане все еще верят в это, но все еще существует вера в то, что определенное зло однажды будет побеждено, и мир станет лучше, чем он есть сейчас. Древняя еврейская и христианская концепция апокалипсиса, вероятно, уступила место современному понятию социального прогресса.
Подобно тому, как иудеи и христиане всегда верили, что дьявол и его империя зла будут побеждены Богом и мир будет возвращен к своему первоначальному совершенству, многие современные светские активисты верят, что однажды зло, такое как угнетение, война и бедность, будет побеждено естественными средствами, такими как социальная активность и технологические инновации.
Космическая война между добром и злом продолжается в умах как религиозных, так и светских людей, независимо от того, как называются силы добра и зла - Яхве и Мастема, Бог и Сатана или справедливость и угнетение.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.