«В память своей победы над колдуньей Льок
высек на Священной скале старуху с пышным лисьим хвостом. Тут же рядом
он выбил другой рисунок — мужчина с заячьей головой ведет за руку
ребенка. Заячью голову он изобразил, чтобы всем было понятно, кто спас
девочку; Льоком — маленьким зайцем — назвала его мать, когда он
родился». «Листы каменной книги», Линевский А. М. Материальная история нашей Родины.
Хотя данный наш цикл и называется «материальная история нашей Родины»,
обойтись без сравнения её памятников с памятниками в других местах
просто невозможно. Таким образом мы сравнили изображения эпохи палеолита
и более позднего времени в наших пещерах с пещерами Франции и Испании.
Но вслед за палеолитом начался мезолит и неолит, принёсший человечеству
множество новых открытий. Лук и стрелы появились ещё в верхнем палеолите
– это доказано, но вот керамика и ткачество – всецело заслуга людей
неолита. Но почему-то их искусство оказалось совсем непохожим на
искусство их предшественников. Ну, скажем, так же как реализм в живописи
не имеет ничего общего с импрессионизмом, хотя и на тех, и на этих
полотнах изображён один и тот же предмет или пейзаж. Да, но где на
земном шаре в наибольшем количестве встречаются изображения этой эпохи?
Конечно же, в пустыне Сахара, в районе плато Тассилин-Аджер, где ещё в
1909 году были обнаружены огромные и яркие рисунки, на которых древние
художники запечатлели людей, животных и сцены из своей жизни. Здесь
находятся петроглифы, начиная от VII тысячелетия до н. э. и вплоть до
VII века н. э. С 1982 года это объект культурного наследия ЮНЕСКО.
Причём их более… ну просто очень много! В одних источниках говорится о
15 000, в других – о сотнях тысяч. В любом случае, глядя на них, мы
понимаем, что безжизненная сегодня пустыня когда-то была плодородной
землёй, по которой текли реки и бродили огромные стада травоядных, а по
берегам озёр селились племена людей, промышлявших охотой, рыбной ловлей и
собирательством. Сегодня здесь пустыня, но изображения эти сохранились,
вот сегодня и отправимся на них посмотреть!
Разные стили, разные времена Рисунки
Тассилин-Аджер выполнены в разных стилях, что доказывает, что
нарисованы они были в разное время. Самые среди них ранние — это
петроглифы, что покрыты тёмным слоем накопившейся за тысячелетия патины —
датируются 6000-2000 лет до н. э. и отличаются тем, что выполнены в
натуралистическом стиле. На них мы видим главным образом сцены охоты, а
животные относятся к «эфиопской фауне»: это слоны, носороги, жирафы,
страусы и антилопы, а также буйвол вымершего вида. Как и в эпоху
палеолита, изображения животных на этих рисунках очень реалистичны.
Похожие
на изображения в Тассилин-Аджер встречаются на Юге и в других местах.
Вот, например, петроглифы в Бир-Хума в 30 километрах от Наджрана на
границе Саудовской Аравии и Йемена
Археологи
обнаружили изображения одногорбого верблюда и лошадей, которым 12-14
тысяч лет, и на территории нашей страны. Так, прежде неизвестные
наскальные рисунки были найдены на высокогорном плато Укок на Алтае! Рисунки
более позднего времени от них сильно отличаются. Кроме животных на них
много людей так называемого «бушменского типа». Это прежде всего рисунки
людей в масках, и с луками в руках. За характерный внешний вид
французский исследователь Анри Лот, изучавший «картины» Тассилин-Аджер в
1956-1957 гг., дал им прозвище «круглоголовые люди».
Ещё один объект ЮНЕСКО: Петроглифы монгольского Алтая в Монголии
Там же были обнаружены и вот эти изображения колесниц…
Время домашних животных… Период
конца 3000-1000 лет до н. э. характеризуется тем, что рисунки этого
времени сделаны красками, и изображают в основном уже домашних животных –
овец, коз, круторогих быков. А ещё здесь мы можем увидеть лошадей и
собак, слонов, муфлонов и жирафов, хотя последних и немного. Изображения
выполнены более условно, нежели предыдущие. Люди опять-таки в масках, с
луками и стрелами в руках. Кроме того, их оружием
являются также дротики и топоры. Одежды мужчин – короткие и широкие
плащи, одежда женщин – юбки в форме колокола. Многие женщины,
изображённые на рисунках, имеют ярко выраженную стеатопигию или…
повышенное содержание подкожного жира на ягодицах, от чего они очень
напоминают фото Микель Руффинелли из Лос-Анджелеса, тогда как мужчины,
напротив, почему-то изображены с вытянутыми и тонкими телами современных
андрогинов. Вне всякого сомнения, что оставили эти изображения племена
скотоводов, которые также охотились и занимались собирательством.
Вот они женщины – «толстопопы» из Тассилин-Аджер!
А это охотник и его дичь
Солнце с запада или с востока? На
изображениях, относящихся к середине 2 тысячелетия до н. э. — началу
нашей эры, мы видим уже лошадей, запряжённых в повозки, то есть это
практически те же самые колесницы, что можно увидеть и на петроглифах в
нашей Сибири…
К этому же времени относятся и изображения быков
или баранов с диском на голове, очень похожим на солнечный. Раз баран и
солнечный диск, то это вроде бы явно египетское влияние, не так ли?
Однако есть мнение, что культ солнца был распространён по всей Ливии. И
очень может быть, что в долину Нила он проник именно с запада, а не
наоборот, поскольку рисунки Тассилин-Аджер древнее, чем культ бога
Амона-Ра в Египте.
Чем заняты эти люди? А они воюют! За что воюют? За скот!
Колесница из Тассилин-Аджер. Совсем такая же, как и на Алтае! (Без пришельцев из космоса здесь точно не обошлось!)
А ещё изображение верблюда и… множество каменных ножей… Время
200-700 гг. н. э. по принятой периодизации – это четвёртый период — или
«период верблюда». Тут мы видим их изображения, и, очевидно, они
связаны с начавшимся опустыниванием этого региона.
Рисунки –
рисунками, но и для археологов Тассилин-Аджер – место очень
привлекательное и богатое на находки. Здесь среди скал нашли большое
количество наконечников стрел, много скребков, каменных ножей и
зернотёрок – словом, целый «универмаг» изделий людей разных исторических
периодов. Ну а находки органических останков позволили провести их
радиоуглеродный анализ и определить здесь время пребывания человека,
пусть даже и с определённой долей погрешности.
«Жозефина и сёстры»!Как здесь уже отмечалось, рисунки на
плато Тассилин-Адджер впервые заметили в 1909 году. Изучать их принялся
французский офицер Бренан, который занимался ими с 1932 по 1940 год, и
сделал с них множество зарисовок. Тут в планы исследователя вмешалась
Вторая мировая война. Поэтому опубликованы эти зарисовки были лишь после
её окончания, причём целый ряд из них получил в высшей степени
произвольное толкование. Так, одна из них получила название: «Жозефина,
продаваемая своими сёстрами». Почему? Да потому, что на этой сцене видна
группа женщин, и вот одну из них— «Жозефину» (ну так захотелось назвать
её первооткрывателю!) — её сёстры вроде бы насильно тащат к группе
мужчин. Но о том, что на этом рисунке изображено на самом деле, мы можем
лишь только гадать. Четыре стиля – четыре эпохи!В
1933 году другой исследователь – Л. Жолео дал периодизацию рисунков
Тассилин-Аджер, которая состояла из четырех временных периодов: 1. «эпоха буйвола» с рисунками животных и людей «бушменского типа»; 2.
«эпоха африканского слона» с изображениями домашних животных, и барана с
солнечным диском на голове, а также «солнечного быка»; 3. «эпоха лошади» с лошадьми, и изображениями колес и колесниц; 4. «эпоха верблюда» — самый последний период, ближайший к современности. Данная
периодизация, равно как и датировки рисунков, нуждались в
дополнительной корректировке. Поэтому в 1956-1957 гг. сюда вновь была
отправлена экспедиция Анри Лота, который здесь бывал уже в 1934 г., и
хорошо разбирался в наскальных изображениях. Доминик Лажу против Анри Лота и «великого бога марсиан»Экспедиция
Лота провела в Сахаре полтора года и изучила рисунки Тассилин-Аджер
очень внимательно. Датировку в четыре эпохи Лот подтвердил, а по
возвращении ещё и издал книгу «В поисках фресок Тассилин-Аджера»,
написанную живым и понятным языком, что вызвало к ней интерес широких
масс общественности. Но… ряд учёных посчитал его работу слишком уж
«популярной», а многие предположения, высказанные им на её страницах,
притянутыми за уши! Вот почему один из участников этой экспедиции,
фотограф Жан-Доминик Лажу, спустя некоторое время вновь туда отправился,
10 месяцев работал в очень тяжёлых условиях, но смог-таки заново
перефотографировать все рисунки, которые сфотографировал Лот, и издал
свою книгу, сопроводив её очень скупыми, но очень даже дельными
комментариями. Сцена
охоты на антилоп. Всё понятно, не так ли? Но почему у мужчин-охотников
такие нитевидные тела? Что этим самым хотел сказать художник? А ведь он
хотел – это несомненно. Первозданная непосредственность живописи
палеолита в эпоху неолита была утрачена. Но зато живопись стала
говорящей, теперь в ней присутствовали не только образы, но и известные и
художнику, и зрителям знаки, понятные им, но, увы, непонятные нам Например,
он говорил о том, что определение возраста по стилю – вещь весьма
затруднительная. Рисунки, по его мнению, не позволяют точно определить
вид тех или иных животных или расовую принадлежность людей. Нужно, как
он считал, изучать костные останки и только на основе их анализа делать
выводы. Но особенно ему не понравились «люди в скафандрах» – изображения
фигур в странных костюмах, одну из которых Лот именно так и назвал:
«Великий бог марсиан». По мнению Лажу, нам сложно понять духовный мир и
рождённые им образы в воображении у древних. И вряд ли стоит считать,
что они всегда рисовали только с натуры… А вот это рисунок уже известного нам Пьера Жубера. Может быть, древний художник на плато Тассилин-Аджер рисовал именно так?! Время рисунков уточняется, а гаплогруппы не перестают удивлять…Затем
изучением рисунков в Сахаре занялся итальянец Фабрицио Мори. Его
исследования позволили установить возраст наскальных изображений в
Тассилин-Аджер более точно. Выяснилось, что они древнее, чем считали
раньше. Так, оказалось, что неолит здесь, а также ряда других
сопутствующих районов, древнее, чем неолит Южной Европы и Киренаики,
причём керамика в Сахаре появилась в одно и то же время с появлением
керамики в Передней Азии. Что же касается знаменитых гаплогрупп, по
которым сегодня определяется очень многое, то генетики обнаружили, что
носители субклада R1b1a2-V88 Y-хромосомной гаплогруппы R1b пришли на
берега озера Чад с территории… Евразии 5700-7300 лет тому назад. То есть
это были азиаты, а почернели они, значит, уже здесь, на месте!
Вячеслав Шпаковский
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|