Ум постоянно производит мысли и образы из будущего или прошлого!
Однако, важно понимать, что сами эти мысли и фантазии сенсорно всегда
сами находятся в настоящем.+
То есть содержимое их про прошлое или будущее, рассказывают они про
прошлое или будущее, но звучат они как мой голос (или показывают
картинки) всегда в настоящем. Зная это, мы можем учиться распознавать их
сенсорно. И тогда не важно, про что мысли, про прошлое или будущее;
если вы слышите их, то вы по определению слышите их в настоящем.
Например, вы можете провести такой эксперимент:
Поместите внимание в центр головы или в районе ушей, там, где вы можете
услышать собственные мысли. Послушайте, сейчас в голове тихо, или
звучат какие-то мысли? Если в голове тихо, отметьте про себя — «тишина».
Если звучат мысли, отметьте «мысли». Продолжайте слушать некоторое
время, спокойно отмечая каждые 5-6 секунд или «мысли», или «тишина».
Возможно, вы обнаружили, что мысли и эмоции не могут быть в будущем,
если вы их слышите и чувствуете — то по определению делаете это в
настоящем. В будущем или прошлом может быть только их содержимое.
Я замечаю, что ушел в мыслях далеко и уже не выполняю медитативное
упражнение иногда через несколько минут после ухода. Ухожу и могу
залипнуть на каком-то вопросе, а на каком-то остановиться ненадолго и
пройти по ассоциациям далее.
Это совершенно естественная функция нашего ума, это его задача —
влезать в размышления, и начинать их обдумывать! Поэтому, когда в
медитации вы отвлекаетесь на размышления, не нужно себя за это ругать,
ведь это то, что от вас не зависит.
Когда вы себя ругаете, вы тем самым создаёте подкрепляемый с каждым новым циклом порочный круг:
-
отвлекаюсь ;
-
ругаю ;
-
отвлекаюсь ;
-
ругаю ;
-
отвлекаюсь
И чем больше вы прикладываете усилий, чтобы не отвлекаться, тем сильнее ругаете себя в те моменты, когда это происходит.
Что же можно сделать, чтобы помочь себе?
Есть очень простой способ, от которого созерцательная практика начинает
быстро идти в гору: нужно радоваться каждый раз, когда ваше внимание
после отвлечения возвращается обратно к объекту для наблюдения.
То есть вместо цикла «отвлекаюсь-ругаю-отвлекаюсь-ругаю-отвлекаюсь», постарайтесь сознательно закрепить другой цикл:
-
возвращаюсь ;
-
радуюсь этому ;
-
возвращаюсь ;
-
радуюсь этому
То, что вы отвлеклись, от вас не зависело. Если вы «улетели» в мысли —
значит в тот момент, когда это произошло, у вас не было власти не
отвлечься. То, что вы вернулись — тоже, судя по всему, происходит без
какого-то сознательного контроля, мы просто сознаём это постфактум.
Однако замечая и выделяя позитивное событие — возвращение — вы
закрепляете новый способ восприятия происходящего и создаёте позитивную
петлю обратной связи, в результате чего ваша практика углубляется.
Одно из упражнений на внимание — рассмотреть предмет в течение
нескольких минут. Это тоже проблема, т.к. увидев предмет (например,
скрепку) я ухожу опять в дебри и думаю (предполагаю, представляю) как
производятся скрепки, чем нарезают проволоку перед тем как согнуть,
когда они придуманы. Опять меня уносит из настоящего.
Попробуйте добавить в рассматривание — довольно абстрактную задачу саму
по себе — больше конкретного действия. Например, в случае с визуальным
объектом, вы можете фокусироваться на контуре предмета, обводя его
взглядом по периметру. Вы заметите, что на более конкретных задачах
сохранять фокус получится намного легче.
Скажем, поднимите перед собой ладонь, и найдите левую точку, где кисть
переходит в запястье. И начиная от этой точки, обведите взглядом контур
кисти по часовой стрелке, по всем пальцам, до правой точки, где кисть
уже справа переходит в запястье. Когда «улетаете» в мысли — это
совершенно нормально! — то возвращайтесь, радуйтесь, что вернулись, и
продолжайте обводить взглядом с того места, откуда «улетели».
Понятно, что это можно делать с любым объектом, в т.ч. и со скрепкой, но лучше начинать с более крупных объектов.
Мысли идут в основном в виде текста + визуальные представления. Причем
открытые глаза ничуть не мешают вертеть в голове образы предметов,
ситуаций. При концентрации на дыхании счет на вдохе-выдохе несколько
затрудняет мыслительный поток, но не избавляет от него.
Задача в подобной практике — «отклеиться» от него и сохранять
способность слушать этот поток «ментальных звуков» как бы со стороны,
продолжая удерживать основной фокус на выбранном объекте для медитации.
Я стараюсь делать все правильно. И чем тщательнее стараюсь
медитировать, тем сложнее это делать. Возможно потому, что старания
связаны с общим напряжением. Без стараний не получится — я не могу
позволить себе расслабиться. Состояние управляет мной, не я здесь
хозяин.
Это очень тонкая тема, про усилия в практике. Скажешь, что они не нужны
— соврёшь. Скажешь, что нужны — тоже есть вероятность, что поймут
неправильно.
Да, для медитации нужно учиться расслаблению. Точнее, прикладывать
усилия нужно для культивации совершенно особого, медитативного состояния
«бдительного покоя». Мы привыкли, что в нашем обыденном пространстве
смыслов концентрация связана с напряжением, а покой — с блуждающим умом
или сном. В практике медитации всё наоборот, мы уходим от напряжения, и
развиваем концентрацию через расслабление.
Критерий правильной практики: расслабление всё глубже, внимание всё острее.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|