Есть люди, которые до сих пор считают, что жил такой великий древний философ Гермес Трисмегист, который был к тому же египтянином. В доказательство приводят труды, якобы написанные им, легшие в основу эзотерических учений и герметической философии.
К сожалению, придется разочаровать этих людей... Не было никакого древнего мудреца, философа и мага Гермеса Трисмегиста. Это собирательный мифологический образ, демонстрирующий, кстати, тот факт, что египетская религия повлияла на греческую культуру.
Что же до книг, автором которых считается Гермес, то они были написаны разными людьми, имена которых, увы, остались неизвестными. Это такие труды, как «Изумрудная скрижаль», «Асклепий», «Герметический корпус». Судя по тем идеям, которые в них изложены, и стилю самого изложения, эти тексты были написаны во II-IV веках, то есть в период позднего эллинизма. Это было время, когда интерес к мистическим учениям, к оккультизму был в обществе очень велик, как это обычно и бывает в эпоху перемен.
Ведь античный мир находился на конечном этапе своего существования, наступала новая, христианская эра, и в головах и душах людей царило смятение.
Эти книги объединяет общий характер и одна тема - а именно, мистический характер и обожествление Космоса. Откуда же возник образ Гермеса Трисмегиста? Понятно, что исходным моментом послужил старый культ бога Гермеса в Греции. Однако в эллинистический период греки уже были знакомы и с египетской религией, в частности, с культом бога Тота, носившего титул "Трижды величайший".
Чтобы придать трудам большую авторитетность, их авторы ссылались на этих богов как на источник изложенной в книгах истины. Так возник Гермес Трисмегист (так на греческом звучит "Трижды величайший").
Гермес Трисмегист, иллюстрация к эзотерической книге Вскоре эти имена двух божеств в сознании читателей объединились в единый образ древнего мудреца, обладателя сокровенной истины. Люди поверили в его реальность, и чем дальше - тем больше. Вплоть до XIX века никто уже не сомневался в существовании такого древнеегипетского жреца, у которого черпали знания Пифагор и другие греческие философы.
Свой вклад в эту путаницу внесли отцы церкви, например, Лактанций и Аврелий Августин, которые не сомневались в реальности существования Гермеса Трисмегиста и упоминали его в своих трудах как реальное лицо. А поскольку словам отцов церкви доверяли, то такое отношение к этому персонажу полностью утвердилось среди христианских интеллектуалов.
Притом интересно, что, если Лактанций относился к Гермесу Трисмегисту с восторженным пиететом, то Августин, наоборот, критиковал его. Но в любом случае оба считали его реально существовавшим когда-то философом, врачевателем и магом.
Большой популярностью книги, приписываемые Гермесу Трисмегисту, пользовались в Эпоху Возрождения. Очередной переходный период, менявший мировоззрение, как и положено, вызвал всплеск интереса к мистике и оккультизму.
И только потом изыскания серьезных ученых-историков выявили истинную подоплеку этого, несомненно, мощного и привлекательного, образа.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Какая разница был-не-был? Важна суть, которую несёт тот или иной образ! Так же можно про государство сказать - где оно ? покажите! его нет! это собирательный образ! Но суть образа в головах людей создаёт его и преклоняется, а кто-то пользуется.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]