Известно, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в
день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам
Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на
заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот эксцентричный жест и этот знаменательный год нужно считать годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда. Артамонов
Ефим Михеевич, был крепостным и работал слесарем на Нижнетагильском
заводе, где готовили металлические крепления. С детства помогая отцу,
строившему баржи для сплава чугуна, железа и всякого металла, он многому
научился. В свои двадцать пять он построил первый двухколёсный
цельнометаллический велосипед. Много ходил пешкомЕфиму
часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую
пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во
время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Самокат
Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он
имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было
почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой
металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем
поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. В Москву на велосипедеВ
1801 году Артамонов решил поехать на своем велосипеде из уральского
села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). На ходу самокат был
тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было
опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо
всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Это был первый
в мире велопробег. По легенде, в сие путешествие крепостного
Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить
царя Александра I «диковинным самокатом». Из Петербурга выехал он в
Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную ему и его семье. К
лету 1802 года в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов. Рабочие
собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу «людей добрых
посмотреть да себя показать». Но демидовские приказчики решили иначе: за
порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально
сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с
товарищами кнутом бить. Ефим
Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать
свой самокат. Копия велосипеда Артамонова и по сей день хранится в
Нижнетагильском краеведческом музее. Впрочем, эту историю часто
путают с историей крепостного изобретателя – Егора Кузнецова-Жепинского,
также получившего вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году
за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|