В маленьком и уютном городе Ейске, что расположен на берегу Азовского моря, стоит бюст дважды Герою Советского Союза, генерал-полковнику авиации Тимофею Хрюкину. Именно в Ейске, известном многим любителям авиации благодаря училищу, подарившему стране более 300 Героев Советского Союза и России, 21 июня 1910 года родился будущий герой.
Второй своей медали «Золотая Звезда» командующий 1-й воздушной армией 3-го Белорусского фронта генерал-полковник авиации Хрюкин Тимофей Тимофеевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу, но обстоятельства получения первой куда интереснее.
Тимофей Тимофеевич совершил подвиг. Подвиг невероятный и уникальный, до сих пор остающийся единственным подобным случаем в военной истории всего мира. Случилось это 10 августа 1938 года, причём в Китае – тогда СССР помогал китайцам в борьбе с японскими завоевателями.
Тут стоит отметить, что отношения между СССР и Японией в то время были весьма напряженными, японские войска не раз нарушали границу, что периодически выливалось в боестолкновения. Знаменитая песня «Три танкиста» рассказывает как раз о тех временах. Ходит легенда, что у героев песни есть реальные прототипы – экипаж БТ-7, участвовавший в боях у озера Хасан. Командиром экипажа был Василий Агарков. 29 июля 1938 года ночью все, служившие на Дальнем Востоке, были подняты по боевой тревоге: японские войска внезапно вторглись на территорию СССР у высоты Безымянной. Утром нескольким экипажам, в том числе и Василия Агаркова, предписывалось остаться в военном городке и нести караульную службу. Оставшиеся были расстроены невозможностью участвовать в бою. Агарков предложил отправить в штаб рапорт с просьбой отправиться на фронт. На следующий день экипаж принял участие в боевых действиях и до самого конца участвовал в хасанских событиях. Рапорт был зачитан на XVIII съезде партии как пример безграничного патриотизма.
Но вернёмся к Хрюкину. В Китай он прибыл уже имея боевой опыт, полученный в небе Испании. В июне 38 года его бомбардировщики сменили авиасоединение Фёдора Полынина. Предшественник Тимофея Тимофеевича провёл огромную работу по уничтожению японских аэродромов, однако хитрые самураи нашли выход. СБ Хрюкина стали подвергаться атакам A5M – палубных истребителей японского флота. Командование предположило, что где-то рядом находится авианосец.
Вскоре предположение советского командования подтвердилось: подбитый бортстрелком СБ японский А5М сел на территории Китая, лётчик был взят в плен и при допросе рассказал об авианосце «Ямато-мару».
Корабль, кстати, имел весьма интересную историю: он представлял собой итальянский грузовой пароход «Джузеппе Верди», построенный в 1915 году в Италии и купленный 5 лет спустя японцами. Специально для базирования самолётов пароход был переделан: трубы были срезаны и выведены на борт, палубу накрыли дощатым настилом, выполнявшим роль ВПП, корпус усилили и предусмотрели даже торпедную защиту в виде бортовых булей, которые заодно улучшали остойчивость. В 1923 году авианосец поступил на вооружение сухопутных войск Японии – его задачей стала поддержка войск в местностях с дефицитом или отсутствием аэродромов. Естественно, «Ямато-мару» не состоял в списках боевых кораблей флота, представляя собой, по сути, аэродром, способный к плаванию.
Началась охота на авианосец: за полтора месяца было потоплено около полусотни японских кораблей и судов, однако плавучий аэродром найти никак не удавалось: его искусно маскировали и постоянно перемещали. Наконец, удача улыбнулась: Хрюкин и его штурман Селиванов, во время полёта над рекой Янцзы, обнаружили замаскированный «Ямато-мару»: корабль прятался в бухте.
Долго думать не стали: направили свой СБ в атаку. Первый заход – сброс части бомб. Разворот на новый заход – два взрыва: на палубе и под ватерлинией, корабль накренился. Сбросив оставшиеся «гостинцы» СБ Хрюкина лёг на курс домой. Высланные на разведку истребители доложили, что «Ямато-мару» перевернулся и затонул.
Случай уничтожения авианосца всего одним самолётом, как писалось выше, оказался уникальным. Первую «Золотую Звезду» и Звание Героя Советского Союза полковник Хрюкин получил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года с формулировкой «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство при оказании интернациональной помощи братскому китайскому народу в борьбе с японскими милитаристами». Вместе с ним Героем стал и штурман Иван Селиванов.
6 июля 1939 г. (№ 1534336), газета «Комсомольская правда» посвятила всю третью полосу героической борьбе китайского народа и рассказу китайского летчика майора Ху-Тин-Тоу «Гибель японского авианосца». Автором рассказа был Тимофей Хрюкин, подписавшийся китайским псевдонимом.
Героя не стало 19 июля 1953 года: во время учений уже генерал-полковник Тимофей Тимофеевич ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить уже не успевал, поэтому Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье.
По мотивам рассказа майора Ху-Тин-Тоу и материалов сайта "Военное дело"
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.