Стратегический бомбардировщик Ту-22М3М получил новую авионику и вооружение
Большинство из нас уже привыкли к тому, что СМИ коллективного Запада
научились озвучивать тайные замыслы российского президента и его
ближайшего окружения. Именно к таким «сенсационным
сообщениям» можно отнести информацию, основанную на данных Английского
королевского объединенного института оборонных исследований и недавно
появившуюся на страницах французского издания Marseille News. По версии
эксперта в сфере ВВС Джастина Бронка, Российская Федерация «приступила к
подготовке патрулирования ракетоносцами дальней авиации неба над
акваторией Мексиканского залива».
Причинами такого
«беспрецедентного решения Москвы» эксперт считает перманентные «маневры
сил Североатлантического альянса у российских границ и провокации со
стороны Украины на территории Донбасса».
Далее Джастин Бронк
заявляет: «Когда его предположения приобретут статус свершившегося
факта, это станет «недвусмысленным сигналом для политического и военного
руководства Соединенных Штатов Америки об иссякнувшем терпении Москвы в
отношении натовских провокаций вблизи своих границ. И это способно
поставить мировое сообщество в ситуацию, аналогичную Карибскому кризису
1962 года».
Не вдаваясь в подробности относительно реальности
такого сценария развертывания событий, отметим, что оценка западного
эксперта достаточно объективна. По крайней мере по уровню
военно-политической опасности для сохранения мира на планете. Однако
необходимо понимать, что подобное «патрулирование» Мексиканского залива
российскими стратегическими бомбардировщиками следует рассматривать в
качестве технически сложной и дорогостоящей военной операции. На ее
подготовку необходимо затратить колоссальное количество сил, времени,
топлива и, естественно, денег.
Тем не менее разработка и
реализация стратегических планов являются прерогативой политического и
военного руководства России, а для нас информация в Marseille News –
прекрасный повод напомнить читателю об одном из главных героев этой
публикации – дальнем сверхзвуковом бомбардировщике-ракетоносце Ту-22М,
вернее, одной из его последних модификаций Ту-22М3 (Ту-22М3М) – Backfire
по классификации НАТО.
«Встречный огонь» России
Хорошо,
что помним о Backfire не только мы, но и наши заклятые заокеанские
«партнеры». Совсем недавно в популярном американском консервативном
журнале The National Interest опубликован материал о пагубности
недооценки руководителями ВМС США «древнего русского бомбардировщика
Ту-22М3», естественно, с неприемлемыми для экспертной информации, но
ставшими традиционными для американских журналистов ляпами. Одним из них
стало определение возраста российского самолета – почти пятьдесят лет. В
действительности даже первая серийная модификация этого самолета –
Ту-22М2 – на крыло встала лишь в мае 1973 года, а официальное принятие
этого самолета на вооружение советских ВВС состоялось в августе 1976
года.
Что же касается появившегося в результате следующей,
причем весьма радикальной модернизации и эксплуатирующегося сегодня в
составе дальней авиации ВВС Российской Федерации «Изделия 45-03», то на
вооружение он поступил в 1989-м, то есть тридцать два года назад. Для
сравнения: американский стратегический бомбардировщик B-52
Stratofortress летает в ВВС США начиная с 1955 года – 66 лет. Это к
вопросу о «летающих древностях».
Однако вернемся к Ту-22М3,
которых сегодня в составе командования дальней авиации ВКС Российской
Федерации более шести десятков. В ближайших планах – их глубокая
модернизация до уровня Ту-22М3М.
Стартом продолжающейся до сих
пор военной карьеры этого стратегического бомбардировщика стало решение
Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР, принятое в январе 1974
года. В соответствии с ним предлагалось провести глубокую модернизацию
существующих Ту-22М2, включая установку новых двухконтурных,
трехкаскадных турбореактивных силовых агрегатов НК-25, отличающихся
повышенной мощностью и экономичностью, электронной системы управления
ЭСУД-25 и радиолокационных систем прицельного комплекса. Дальнейшее
конструктивное развитие модернизированного самолета, целью которого
стало улучшение аэродинамических, технических и эксплуатационных
характеристик, было регламентировано постановлением СМ СССР от
26.06.1974 года № 534-187.
Новая модификация, названная
Ту-22М3, получила воздухозаборники измененной конструкции. Расположение
под углом к фюзеляжу сделало их частью несущей конструкции самолета, что
разгрузило крыло и уменьшило динамическое сопротивление на малых
скоростях, позитивно сказавшись на летных характеристиках.
Компоновочно-конструктивная
схема обновленного дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца с
изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 позволяет определить его как
цельнометаллический низкоплан с двумя расположенными в задней части
фюзеляжа ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с режимом
«форсаж»). Самолет имеет стреловидное хвостовое оперение, а крыло может
изменять угол отклонения в полете. В конструкции Ту-22М3 наряду со
сплавами алюминия и титана, высоко- и жаропрочными сталями широко
использованы неметаллические конструкционные материалы.
И швец, и жнец
Ту-22М3,
максимальная боевая нагрузка которого составляет 24 тонны (оптимальная
ровно вдвое меньше), способен развивать скорость до 2300 километров в
час (примерно 1,86 М) и преодолевать расстояние семь тысяч километров.
Его основное предназначение – ведение боевых действий в оперативной зоне
как сухопутных, так и морских ТВД. В качестве основных целей Ту-22М3
рассматриваются подвижные и неподвижные, площадные и
радиолокационно-контрастные, видимые и невидимые объекты. Самолет готов
днем и ночью в простых метеоусловиях выполнять комплекс боевых задач,
включающих:
нанесение ракетных ударов в диапазоне высот от
тысячи метров до практического потолка по радиолокационно видимым и
невидимым целям на дальностях до трехсот километров (в отношении
площадных целей показатель дальности пуска возрастает вдвое);
ведение радиолокационной, тепловой, оптической, радиационной и других видов разведки;
выполнение прицельного бомбометания неуправляемыми авиационными боеприпасами с высот от двухсот метров до практического потолка.
В
качестве основного вооружения Ту-22М3 используются сверхзвуковые
крылатые ПКР Х-22 «Буря», максимальные показатели скорости и дальности
полета которой составляют 370 километров в час и 480 километров
соответственно. До недавнего времени в арсенал ракетоносца входили
аэробаллистические твердотопливные ракеты Х-15, снятые сегодня с
вооружения по причине окончания сроков хранения двигателей.
Многие
информационные источники, особенно тяготеющие к художественным образам,
называют Ту-22М3 «убийцей авианосцев», что как минимум некорректно.
Авианосец не разгуливает по морским просторам в одиночестве, а заявлять о
том, что один даже до зубов вооруженный Ту-22М3 способен уничтожить
авианосную ударную группу, непрофессионально. Эффективная работа при
уничтожении АУГ предполагает несколько тактических схем действия группы
таких ракетоносцев, до авиаполка включительно. Это может быть как
фронтальный массированный удар с одного направления, так и волнообразные
атаки отдельными группами с применением самолетов – постановщиков помех
и сверхзвуковых противорадиолокационных ракет Х-22МП.
Красив, вооружен и опасен
А
теперь поговорим о модификации Ту-22М3М, принятой на вооружение ВКС
России в июле 2014 года. Она характеризуется обновленными средствами
связи и улучшенной авионикой, но наиболее революционные изменения
претерпело БРЭО. Модернизированный Ту-22М3М получил специализированную
цифровую вычислительную подсистему СВП-24-22, разработанную и
производимую ЗАО «Гефест и Т» в подмосковном Жуковском. Ее уникальность
не только в способности наведения самолета на цель с возможностью
перенацеливания в процессе полета, но и в способности обеспечить
групповую атаку объекта самолетами Ту-22М3М с нескольких направлений.
Использование принципиально новой элементной базы в бортовом
радиоэлектронном оборудовании значительно расширяет номенклатуру
применяемого вооружения, включая и современное высокоточное оружие.
Кроме того, глубокая модернизация решает еще одну достаточно важную для
современной авиации проблему – обязательное выполнение капремонта в
сочетании с продлением эксплуатационного ресурса авиационной техники до
сорока лет.
Самым броским при визуальном анализе
модифицированного бомбардировщика конструктивным изменением является
возвращение штанги топливоприемника для дозаправки в полете. Это
устройство присутствовало на ранних модификациях Ту-22М и было удалено
при исполнении Договора ОСВ-2 от 18 июня 1979 года. Возможность
дозаправки топливом в разы увеличит боевой радиус полета
бомбардировщика, который сегодня не превышает 2–2,5 тысячи километров.
На
этом отличия не заканчиваются. Вместо кормовой артиллерийской установки
ГШ-23Л смонтирован обтекатель с радиоэлектронным оборудованием. Такая
трансформация олицетворяет изменение концепции самообороны
стратегического бомбардировщика, предусматривающей замену оружия на
эффективные средства радиолокационного противодействия.
Как уже
отмечалось, самые революционные изменения на Ту-22М3 претерпела именно
авионика. Производителем заявлена замена порядка 80 процентов систем.
Новые приборы включены в системы связи, навигации и управления
вооружением. Мало того, БРЭО Ту-22М3М в определенной степени
унифицирован радиоэлектронным оборудованием перспективного
стратегического бомбардировщика Ту-160М2, что упрощает их совместное
боевое применение.
Уже упомянутая система СВП-24-22 «Гефест»
обеспечивает эффективную обработку поступающей на борт информации и
выдачу данных на применение неуправляемого вооружения.
Модернизированный
Ту-22М3М сохранит абсолютную совместимость с арсеналом вооружений
базовой версии, остающихся в эксплуатации. Следовательно, основной
ракетой стратега останется Х-22 или ее модернизированный вариант. Есть
информация о возможном применении стратегических крылатых ракет Х-555 и
радиолокационно-малозаметных ракет класса «воздух-поверхность» Х-101
(Х-102 с термоядерной БЧ). Непроверенные источники сообщают о
способности Ту-22М3М нести гиперзвуковые ракеты 9-А-7660 «Кинжал».
Очевидно, что столь широкая номенклатура используемого модернизированной
версией стратегического бомбардировщика-ракетоносца вооружения
существенно расширяет перечень решаемых боевых задач и увеличивает
эффективность его боевого применения.
Он еще послужит России
В
соответствии с информацией из источников в оборонном ведомстве России
глубокой модернизации подлежит половина из состоящих на вооружении ВКС
РФ шестидесяти бортов Ту-22М3. Некоторые специалисты считают, что равное
число стратегических бомбардировщиков конфигурации Ту-22М3 и
модернизированных Ту-22М3М должно повысить боеспособность командования
дальней авиации России, но, на наш взгляд, оно достаточно спорно.
Освоенная летным составом и проверенная в действии платформа Ту-22М3 в
сочетании с новейшими образцами радиоэлектронного оборудования и
вооружения – оптимальное решение обеспечения российских ВВС современной
авиатехникой без гигантских затрат на создание новых самолетов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.