Анюшка Ситхинская и другие: как индейцы помогали русским поселенцам на Аляске
При освоении Русской Америки глава
Русско-Американской компании Григорий Шелихов возлагал надежды на
местное население, сотрудничавшее с русскими. Он считал, что
переводчики-толмачи, разведчики и проводники могут сыграть решающую роль
в освоении края. Большую помощь могут оказать американские индейцы,
если их обучить русскому языку, грамоте и приобщить к православной вере.
По мере продвижения русских от Аляски на юг, к
сотрудничеству стали привлекать не только алеутов и кадьякцев, но и
индейцев из племен танаина, тлинкит, колоши и цимшиан.
Анюшка Ситхинская
В
1799 году на острове Ситха, буквально в центре земли, принадлежавшей
воинственным тлинкитам, была основана Михайловская крепость. Для общения
с индейцами русские поселенцы использовали эскимосов, говоривших
по-индейски, а после знакомства с тлинкитами стали брать на службу и их.
Удивительно, но служить русским охотно соглашались женщины-индианки.
Одной
из первых индианок-переводчиц стала тлинкитка, которую русские прозвали
Анюшкой Ситхинской. Как она выглядела и сколько ей было лет,
неизвестно.
Как пишет о ней историк, исследователь роли
туземцев в освоении Аляски Андрей Вальтерович Гринёв в работе
«Туземцы-толмачи в Русской Америке» Анюшка пристала к русским еще в 1795
году. Известно, что она вместе с промышленниками ходила на галиоте «Три
Святителя» в залив Якутат (остров Ситха), чтобы основать там крепость.
Они сумели наладить отношения с индейцами, построить форт и
перезимовать.
В 1796 году Анюшка была на борту галиота, когда
тот отправился на остров Кадьяк. Плавание проходило под командованием
морехода В. Г. Медведникова и окончилось неудачей: судно бурей занесло в
Камышацкую бухту в заливе Кука на побережье Аляски, где оно разбилось о
скалы. В книге «История Русской Америки» говорится, что во время
кораблекрушения женщина-толмач из племени тлинкит погибла, однако Гринев
считает, что она выжила, а позже поселилась в Новоархангельской
крепости на Ситхе. Историк считает, что именно Анюшку основатель
крепости и второй правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов
посылал в 1800 году к индейским вождям с приглашением на Пасху. Однако
дипмиссия оказалась невыполнимой: в поселении появились приезжие
индейцы. Они обсмеяли посланницу, избили ее, ограбили и вытолкали прочь.
Баранову пришлось ответить на вызов: взяв 22 человека и две
пушки, он заявился в поселение тлинкитов, в котором находилось не менее
трехсот воинов. Русские бодрым маршем подошли к дому виновников, ожидая
сопротивления, но после двух пушечных залпов, индейцы разбежались.
Баранов собрал старейшин, потребовал извинений, после которых обе стороны обменялись подарками и заверили друг друга в дружбе.
Весной
1800 года Баранов уехал с Ситхи, внушив преемнику Медведникову, чтобы
тот соблюдал с индейцами мир. Тем временем тлинкиты стали готовиться к
войне. Анюшка не раз предупреждала Медведникова о нападении, но тот счел
это «бабьими выдумками», за что и поплатился: летом 1802 года тлинкиты
напали на крепость, вырезали всех жителей, а строения сожгли. Уцелела ли
в этой резне Анюшка, сказать сложно. Ее могли убить из ненависти к
русским, а могли увести в плен. Больше о ней никто не слышал.
Спустя
два года Баранов вернулся на Ситху, захватил поселение индейцев и на
его месте основал Ново-Архангельск, который стал столицей Русской
Америки.
Индеец Нахусейнацк
Индейского юношу из
племени цимшиан Нахусейнацк отдали или, возможно, продали русским в 1788
году в заливе Якутат тлинкиты, которые захватили его в плен еще
ребенком.
Юноша ненавидел тлинкитов и охотно пошел служить
русским. Нахусейнацк ходил вместе с Медведевниковым на галиоте «Три
Святителя», выполнял функции проводника и переводчика. В 1890 году он
принял православную веру на острове Кадьяк с именем Василия Сивцова (так
звали священника, который его крестил), а после крещения был официально
нанят в экспедицию Ивана Ивановича Биллингса толмачом и зачислен в
команду шлюпа «Слава России» матросом. Наравне с русскими индеец перенес
все тяготы путешествия, а после окончания экспедиции в 1793 году по
прошению Биллингса получил от Адмиралтейств-коллегии медаль и право жить
в России. Вскоре он выехал в город Иркутск, где собирался жить
постоянно; дальнейшая его судьба неизвестна.
Домна, Прасковья и Мария
В
1818 году Баранова сменил новый правитель Америки – Леонтий Андрианович
Гегемейстер. Столкнувшись с враждой тлинкитов, которые в окрестностях
Ново-Архангельска убили двух купцов, он нанял в толмачи индианку Домну,
которая знала русский и была крещена. Домна получала жалование в 60
рублей ассигнациями в год и продукты от Русско-Американской Компании.
Во
время переговоров к переводу привлекалась и Прасковья – крещеная
индианка из племени колошей, на которой женился промышленник Еремей
Соколов. Ее вознаграждение было больше – 100 рублей ассигнациями в год.
Работала переводчиком еще одна индианка, жена работника РАК, некая «толмачка Марья» – Мария Кабачкова.
Тлинкиты Калистрат и Никтополеон
Русские быстро поняли, что женщины не пользуются авторитетом у индейцев, и с 1821 года стали нанимать мужчин.
Толмачами
в РАК стали заложники-тлинкиты Лькайна и Тыгике, которых крестили
Калистратом и Никтополеоном Гедеоновыми. Калистрату платили 200 рублей в
год, а затем повысили жалование до 450 рублей! Его доход был на 100
рублей больше, чем доход русского промышленника. Впрочем, прожил он
недолго – в 1832 году умер от инсульта на борту промыслового брига
«Полифем», стоявшего в заливе Якутат.
Карьера Никтополеона
сложилась более удачно. Сначала он работал толмачом, а потом стал
приказчиком РАК – скупал у индейцев пушнину. Во время одной из
экспедиций сумел освободить русских пленников, которых индейцы хотели
принести в жертву, за что в 1848 году получил медаль «За усердие».
В
1852 году он предупредил о готовящейся резне правителя Америки Николая
Яковлевича Розенберга. Однако Розенберг посчитал слова старика выдумкой,
но в 1855 году индейцы напали на Ново-Архангельск, что привело к
жертвам.
Начиная с 1849 года переводчиков готовили за счет РАК в
порте Аяк. Толмачей с каждым годом становилось больше. Среди них
выделялись тлинкиты Василий Тклеха и Гаврила Ка-те-гана, индейцы Сахля,
Качаты и Цехене. Наравне с русскими они несли все тяготы службы.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.