75 лет Великой Победы. Подвиг Маринеско: Атака века
Подводник с душой корсара
Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.
Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, вне зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.
В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».
В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».
Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения – 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.
Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали. Фото: www.russianlook.com
Маринеско мог оказаться на Каспии
Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.
Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.
Подводная лодка «С-13». Марка России, 1996. Фото: Public Domain
Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны.
В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП(б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, однако немецкие источники указывают, что «Зигфрид» был отбуксирован в порт и там восстановлен. Как бы то ни было, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.
Два транспорта в искупление шведских объятий
Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. Лодка Маринеско находилась на базе в финском Ханко. Сам же капитан с приятелем отправились встречать Новый 1945 год в город Турку. Как это часто бывало с Маринеско, веселье вышло из-под контроля. Ночь он провел у очаровательной шведки, хозяйки местной гостиницы. И все бы ничего, если бы утром к ветреной даме не приехал … ее жених. Обиженный мужчина в драку не полез, а нажаловался властям.
Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство – ему дали шанс искупить вину в боевом походе.
Именно этот поход капитана – «штрафника» стал историческим. 30 января 1945 года «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Судно было уничтожено тремя торпедами.
«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».
«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Фото: www.globallookpress.com
Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные «срыватели покровов» договорились до того, что Маринеско-де военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей».
Теме не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.
Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей – словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.
С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было – тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».
10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения – одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.
После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов. Фото: www.globallookpress.com
Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.
От флота до тюрьмы
Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.
Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.
Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам подводник. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу.
Жил Маринеско в Ленинграде, работал на разных предприятиях, но своего места в жизни после флота найти так и не смог. Какое-то время он работал в столярной мастерской Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и курсанты шептались по углам, что этот потрепанного вида мужчина «тот самый Маринеско».
Посмертный герой
Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.
Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Алексей Варфоломеев
Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».
По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.
Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.
После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».
В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
автор, осталось только уточнить кто были пассажирами «Вильгельма Густлоффа» и почему этому капитану не дали тогда героя Советского Союза, хотя звание давали и за меньшее. может в том числе и это стало причиной его алкоголизма?
Странная трактовка. Вот у меня родственница плыла из Севастополя в Новороссийск под красным крестом и без всяких легких зенитных вооружений. Их торпедой засандалила субмарина. Не знаю конкретно чья. Потом конвой добивали немецкие самолеты. Мне тоже свои права кому то предъявить в бесчеловечности? Так что засуньте свои языки в задницу.
из 9 с копейками тысяч пассажиров только 900 являлись курсантами 1 курса мореходки, остальные - старики, женщины и дети. да - война, да - не знал и да - это не подвиг потопить не охраняемый пассажирский пароход. мне бы тоже тяжело было бы с этим жить.
1 belov (Вчера 21:08) автор, осталось только уточнить кто были пассажирами «Вильгельма Густлоффа»
Это утка от англосаксов что там были только беженцы...
* в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей – словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.
Тем, кто на собственной шкуре не испытал, что такое служба на подводной лодке, а тем более в военное время, очень трудно выносить объективные суждения по поводу того, был ли это подвиг или нет. Военный транспорт врага был законной целью, а что или кого он там перевозил - подводник знать не мог и не должен был впадать в сомнения.
да, согласен, не знал, хотя мог бы и предположить, всеж не линкор какой-то торпедировал, а круизный лайнер, принадлежащий, кстати, немецким профсоюзам. вот и героя капитан не получил и именно за это. стать самым массовым убийцей на море - не каждый это перенесет.
Он не мог предположить, как и тот капитан что запустил торпеды в посудину сестры моей бабушки. В суматохе - пофиг. Это не надводный, а подводный корабль. А ты вообще, смотрел когда нибудь в перископ на суда со средних дистанций для того времени, хотя бы с сорока кабельтовых? Знаешь что не твой и аппараты - товьсь. Ельцин - центр должен быть разрушен, Слава. Чтобы в мозги говно не поступало.
на сколько мне известно, для определения типа судна и его принадлежности, имелись специальные альбомы. чел реально знал тип корабля, плюс отсутствие сопровождения. короче, получился совсем не геройский подвиг. искренне жаль капитана, ему с этим пришлось жить.
Когда ты будешь на войне, будешь и петь по другому. Идут тени - идут хрени. Утес будет разряжен. И ты даже не пойдешь смотреть что за тени там были размазаны по окрестностям. Пойдет разведрота смотреть без последующих комментариев. Такие жестокие правила войны.
Лайнер, мобилизованный в ВМС, несущий артвооружение (пусть даже зенитки), не имеющий знаков Красного креста, в камуфляжной раскраске, перестал быть пассажирским лайнером по всем законам войны, а превратился в военный транспорт со всеми вытекающими последствиями. Уж это должно быть и ёжику понятно.
согласен, но капитану героя ведь тогда не дали (то, что дали только в 90-е - это уже дешевый популизм). ну не любят нигде награждать массовых убийц, пусть даже "по сложившимся обстоятельствам", коим являлась война.
55°04′12″ с. ш. 17°24′36″ в. д. Время торпедирования 21. 16. Январь 30. 1945. Ночь.
Корабль пусть с огнями - есть силуэт. Тирпиц так тоже так надсмехался. Да и немцами любой конвой топился без предрассудков, если было чем потопить. На месте Маринеску поступил бы точно так же.
Нет. Не является. Это является лишь демонстрацией силы ускорившей создание Кузькиной матери и периметра. Мы должны быть благодарны Трумэну за ускорительный пинок. Исполать.
эт с какой стороны посмотреть, по расчетам американцев при высадке десанта в японии потери бы составили не менее 200 тыс. мериканских душ. т.е. всего две бомбы сохранили 200 тыс. чьих-то сыновей и отцов. сохранить столько жизней - это подвиг?
Верить в их расчеты не контролируя...и вливая в воду с джинсами отбеливатель? Значит бой честной уже не подвиг. Надо Био и хим с ядреным оружием держать на готове? Хорошо, просветил, однако. Ну а теперь не жалуйтесь, что ваши последователи эльцина с иже в хлоре потонут. Кстати в японских городах погибло единомоментно около двухсот тысяч и около трехсот - четырехсот тысяч в течение пяти лет. Но для тебя это просто статистика, важнее для тебя похоже что немцы на Густлаве "пузыри пустили ни за что ни про что". А советские конвои мирняка и раненых значит гибли вполне кошерно и Понте с Арктикой и в Балтике? Вообще полезно твое суждение. Хорошо еще раз протереть и смазать, запылившееся кое что. Вообще лучше песок на зубах, чем иней на яйцах.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]