Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Суббота, 27.04.2024, 14:06
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа
Логин:
Пароль:

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 74
Пользователей: 72
Сейчас комментируют: 2


Новости сегодня
Пропала бывшая жена арестованного замминистра обороны РФ: что известно о роскошной жизни Светланы Захаровой (2)
Школа имени Ильина / СТУДЕНТЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА (0)
НА КОЛЕНИ ИЛИ ПОД ЗАД КОЛЕНОМ? РУССКУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ ИЗВИНЯТЬСЯ ПЕРЕД ДИАСПОРОЙ (3)
В России могут запретить обращение криптовалюты (0)
Киев отказался от переговоров в Стамбуле из-за требований РФ по языку (0)
За карьеру в Минобороны Тимур Иванов купил огромный дом и ЗиС (2)
Над Краснодарским краем и Крымом сбиты 68 дронов ВСУ (0)
Книги всевластья: что запрещали читать подданным фараоны и короли (0)
Йoгaн Бeccлер и его вечный двигатель (1)
Эволюция жизни на планете (0)
Древние мореходы в Антарктиде (0)
Индийские ядерные объекты оказывают радиоактивное воздействие на Южное Тибетское нагорье (1)
В центрах галактик могут возникать пробки из черных дыр (0)
Ученые научились выращивать алмазы всего за 150 минут (0)
Многоликий "Барсук" (0)
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии (0)
В МАГАТЭ назвали непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС (0)
Le Figaro: Европа «может умереть», предупредил Макрон (1)
Польская прокуратура не подтвердила версию со взрывом в авиакатастрофе под Смоленском (0)
Белоруссия прописала в военной доктрине возможность оказания помощи союзникам (0)
Китай призвал к международному расследованию подрыва «Северных потоков» (0)
Землетрясение магнитудой 6,1 произошло на Тайване (0)
Лазарева суббота — тайны праздника 27 апреля: приметы, суеверия, запреты (0)
Спецназ РФ спас украинских пленных от дронов ВСУ. Сводка СВО на 26 апреля (0)
Убрать цукаты, ограничить сахар. Готовим полезный пасхальный кулич (0)
«Лететь с одним крылом». Как в приюте под Псковом живут аисты-инвалиды (0)
Проблемная еда (0)
Не мог стоять и смотреть. Дворника-спасателя из Петербурга могут наградить (0)
Всемирный день тапира (0)
Представлены новые доказательства существования девятой планеты (0)

Новости готовят...

Новостей: 28502

В архиве: 11391

Новостей: 8075

В архиве: 11931

Новостей: 4224

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 2835

В архиве: 4005

Новостей: 1329

В архиве: 338

Новостей: 1279

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6967

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1207]Астрономия и космос [1393]Бывает же такое! [2073]
Гипотезы, версии, прогнозы [5571]Дом, сад, кулинария [1071]Животные и растения [502]
Здоровье, человек [1908]Искусство, поэзия [564]История, археология, судьбы [6256]
Мир вокруг нас [1648]Наука и технологии [1277]Непознанное [3278]
НЛО, уфология [235]Новости, общество, в мире [18372]Психология и отношения [590]
Религии, учения [115]Советы и истории из жизни [794]Стихия, климат, экология [997]
Фильмы и видео [1203]Частное мнение [2760]Это интересно! [2787]
Юмор, афоризмы, притчи [1014]


08:31
2 ноября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова стали первыми в СССР женщинами — Героями Советского Союза


За 54 года существования высшей награды СССР — звания Героя Советского Союза — были удостоены 94 женщины. Большинство из них, и это закономерно, получили свои награды за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны: эта статистика совпадает с общей статистикой награждений. И только три — летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоились высокого звания в предвоенное время. Они стали первыми женщинами, которым было присвоено звание Героев Советского Союза, а поводом для этого стали мужество, которое они втроем проявили во время рекордного перелета из Москвы на Дальний Восток 28 сентября 1938 года на самолете АНТ-37бис «Родина».

Отложенный перелет

Командиром экипажа рекордсменок была Валентина Гризодубова, и ей же принадлежит сама идея выполнения рекордного по дальности перелета в составе женского экипажа. Впервые такую идею она высказала вскоре после того, как сверхдальний перелет из Москвы в США совершили экипажи самолетов АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова и Михаила Громова. Свое предложение Валентина Гризодубова вместе с подругой, летчицей Полиной Осипенко, высказали в письме на имя председателя Совнаркома Иосифа Сталина. Просьба была подана 2 сентября 1938 года. В этой записке речь шла о том, чтобы авиатриссам (так еще в предвоенные годы называли женщин-летчиц) разрешили совершить перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США на том же самом самолете АНТ-25. Такой полет стал бы рекордом дальности по прямой для женщин-пилотов и еще больше укрепил бы международный авиапрестиж Советского Союза.

Надо сказать, что свое предложение Валентина Гризодубова и ее товарищ Полина Осипенко сформулировали не на пустом месте. У каждой из летчиц за спиной к тому времени уже было по несколько рекордных перелетов. Самой богатой летной биографией обладала Гризодубова, дочь знаменитого русского пилота Степана Гризодубова, которая впервые поднялась в воздух вместе с отцом еще в раннем детстве. К 1938 году она была, пожалуй, самой знаменитой советской летчицей: в ее активе были работа инструктором в летных школах и пилотом в агитационной эскадрилье имени Максима Горького. Кроме того, в октябре 1937 года Валентина Гризодубова установила пять мировых женских авиарекордов на легкомоторных самолетах.

В одном из таких полетов участвовала и Марина Раскова – самая молодая из трех будущих героинь. 24 октября 1937 года она вместе с Валентиной Гризодубовой совершила перелет на легкомоторном гоночном самолете АИР-12 конструкции Александра Яковлева по маршруту Москва – Актюбинск, поставив международный женский рекорд в этом классе перелетов. Следующий рекордный перелет она выполнила 2 июля 1938 года в экипаже под командованием Полины Осипенко. Она была самой старшей среди трех летчиц, готовившихся к сверхдальнему перелету. За плечами Осипенко была Качинская школа летчиков (в которую ее приняли только после того, как она попросила о вмешательстве наркома обороны Климента Ворошилова) и служба в истребительной авиации.

Все эти полеты стали частью подготовки Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой к будущему сверхдальнему перелету. Идею его выполнения высшее руководство СССР поддержало, но не сразу. Вероятнее всего, главными причинами для этого стал рекордный мужской полет экипажа летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского, состоявшийся 27-28 июня 1938 года, и решение выделить для перелета женского экипажа новый самолет — двухмоторный прототип дальнего бомбардировщика АНТ-37.

«Родина» трех летчиц

Этот самолет, разработанный в конструкторском бюро Андрея Туполева группой под руководством будущего знаменитого авиаконструктора Павла Сухого, создавался в рамках задания по постройке нового дальнего бомбардировщика. Над этой темой работали одновременно два КБ — туполевское и ильюшинское, и машины каждого получили возможность проявить себя в сверхдальних перелетах. На спроектированном Сергеем Ильюшиным самолете ЦКБ-30 (будущем бомбардировщике ДБ-3) поставили свой рекорд Коккинаки с Бряндинским. А на втором – детище Андрея Туполева – отправились в полет летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова.

Поскольку к тому времени стало ясно, что туполевский АНТ-37 в серию не пойдет, для рекордного перелета выделили оставшийся недостроенным один из двух головных самолетов проекта. Чтобы подготовить его к полету под управлением женского экипажа, несостоявшийся бомбардировщик существенно доработали. В фюзеляже и крыльях установили четыре дополнительных топливных бака, заменили оба мотора на более мощные с новыми винтами, перепроложили электрику, сменили приборы и радиооборудование. В череде переделок были и такие, как новое остекление штурманской кабины, расположенной в носу самолета, и замена оборудования второй пилотской кабины, располагавшейся в центре фюзеляжа в конце центроплана.

После такой модернизации самолет, даже с учетом снятого оружия (трех скорострельных пулеметов ШКАС и бомбодержателей) заметно потяжелел. Поэтому на него установили усиленное шасси, которое впервые в истории советского авиастроения складывалось нажатием одной кнопки, что было весьма удобно для экипажа. И поскольку теперь эту машину никак нельзя было считать серийной, она получила собственное имя — «Родина», которое крупными буквами было написано снизу на крыльях и гораздо мельче — на борту возле остекления штурманской кабины.

26 часов и десять суток

Самолет и его экипаж — командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман-радист Марина Раскова — были полностью готовы к рекордному перелету уже 15 августа 1938 года, но разрешения на вылет все никак не поступало. Причиной тому была неспокойная обстановка на Дальнем Востоке, где только-только закончился военный конфликт между СССР и Японией в районе озера Хасан. Дело дошло до того, что в начале сентября, когда стало понятно, что погода на маршруте полета стремительно портится, начальник ВВС РККА — все три летчицы являлись военнослужащими — предложил вообще отменить перелет. Но в Кремле решили иначе, и во второй половине дня 23 сентября все-таки дали «добро» на вылет. В 8.16 на следующий день «Родина» поднялась в воздух с аэродрома в подмосковном Щелково и взяла курс на Дальний Восток.

Перелет очень быстро превратился не просто в рекордный, а еще и в экстремальный. Плотная облачность заставила Валентину Гризодубову подняться как можно выше — и самолет начал обледеневать. Вскоре вышло из строя все радиооборудование самолета, в том числе и радиокомпас с системой приведения, и «Родина» фактически ослепла и оглохла. Но экипаж принял решение не поворачивать назад, а продолжать полет, пусть даже практически вслепую.

Именно это и стало причиной того, что завершить перелет так, как планировалось, в Комсомольске-на-Амуре летчицы не смогли. «Родина» долетела до Охотского моря, и только там экипаж сумел сориентироваться и повернуть назад, на юг, где снова попал в облачность. И тут выяснилось, что обледенение, высотный полет и встречный ветер «съели» запас топлива и его осталось максимум на полчаса, за которые предстояло найти место для вынужденной посадки. Когда моторы уже остановились, командир экипажа приказала Марине Расковой прыгать с парашютом: ее кабина в носу самолета была самым опасным местом при вынужденной посадке, а укрыться внутри фюзеляжа было негде. Почти сразу после того, как штурман покинула самолет, Валентине Гризодубовой удалось найти большую поляну в тайге и посадить на ней «Родину» практически без повреждений.

К этому времени самолет провел в воздухе 26 часов 29 минут, проделав путь в 6450 километров. Поиски пропавших рекордсменок начались сразу же, но обнаружить «Родину» и двух ее пилотов удалось только на девятые сутки. А на десятые к месту вынужденной посадки вышла Марина Раскова, пробиравшаяся сквозь тайгу с двумя плитками шоколада в кармане и пистолетом в кобуре.

Жизнь после рекорда

Эвакуированных из тайги летчиц доставили в Хабаровск, откуда они поездом отправились в Москву. Здесь рекордсменок ожидал торжественный прием и звания Героев Советского Союза. 2 ноября 1938 года в Кремле состоялось вручение Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой грамот о присвоении высокого звания и орденов Ленина (медаль «Золотая Звезда» появится позже, только в 1939 году).

Дальнейшая судьба трех летчиц-рекордсменок и первых в истории СССР женщин, получивших звания Героев Советского Союза, сложились по-разному. Майор Полина Осипенко погибла 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочного полета. Вместе другим Героем Советского Союза Анатолием Серовым, героем Гражданской войны в Испании и начальником летной инспекции ВВС РККА она отрабатывала полеты вслепую. Их самолет УТИ-4 вошел в штопор и врезался в землю.

Жертвой авиакатастрофы стала и майор Марина Раскова, но гораздо позже – в 1943 году. К тому времени она добилась у Сталина разрешения на формирование трех женских авиаполков — истребительного (на Як-1), бомбардировочного (на Пе-2) и легкобомбардировочного (на По-2). Разбилась 4 января 1943 года, перегоняя к линии фронта свой бомбардировщик Пе-2.

А Валентина Гризодубова дослужилась до звания полковника, прошла Великую Отечественную войну и еще много лет после войны работала в авиационной сфере.

Что касается самолета «Родина», то его после небольшого ремонта и заправки удалось поднять в воздух с той самой поляны, на которую его так аккуратно посадила летчица Гризодубова, и перегнать в Москву. До начала войны он больше не поднимался в воздух, а потом выполнял полеты в интересах наркомата авиапромышленности. В 1943 году его списали, и следы его потерялись.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: http:// vz.ru| Просмотров: 233 | Добавил: Pantera| | Теги: Стали, Союза, первыми, 1938, ноября, Полина, валентина, Осипенко, года, советского, Марина, Героями, Раскова, Гризодубова, СССР, женщинами | Рейтинг: 5.0/4

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10751]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 74
Пользователей: 72
Сейчас комментируют: 2

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Интересное сегодня
Представлены новые доказательства существования девятой планеты (0)
НА КОЛЕНИ ИЛИ ПОД ЗАД КОЛЕНОМ? РУССКУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ ИЗВИНЯТЬСЯ ПЕРЕД ДИАСПОРОЙ (3)
Пропала бывшая жена арестованного замминистра обороны РФ: что известно о роскошной жизни Светланы Захаровой (2)
Не мог стоять и смотреть. Дворника-спасателя из Петербурга могут наградить (0)
За карьеру в Минобороны Тимур Иванов купил огромный дом и ЗиС (2)
Спецназ РФ спас украинских пленных от дронов ВСУ. Сводка СВО на 26 апреля (0)
Проблемная еда (0)
Лазарева суббота — тайны праздника 27 апреля: приметы, суеверия, запреты (0)
Книги всевластья: что запрещали читать подданным фараоны и короли (0)
Йoгaн Бeccлер и его вечный двигатель (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 7723
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6352
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3889
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 2864
Группа: Проверенные

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 20698
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
Ferz
Комментариев: 13034
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 12914
Группа: Проверенные
игорьсолод
Комментариев: 12727
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 10541
Группа: Проверенные



18+