Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость
В марте 1238 года на берегах небольшой реки Сити, протекающей на территории современных Тверской и Ярославской областей, произошло сражение, решившее судьбу Руси на последующие два с половиной столетия.
Батый идет
Нашествие монголов на Русь, начавшееся осенью 1237 года, по своим масштабам не имело аналогов. Богатое и мощное Рязанское княжество, принявшее первый удар завоевателей, было полностью разорено, а столица его, древняя Рязань, стерта с лица земли.
Попытка противопоставить противнику объединенные силы, предпринятая в сражении под Коломной 1 января 1238 года, также завершилась неудачей, несмотря на то, что войска Владимиро-Суздальского княжества при поддержке рязанцев и новгородцев сумели нанести монголам серьезный ущерб. В этой битве погиб хан Кюлькан, младший сын Чингисхана — единственный из чингизидов, убитый в ходе завоевания Руси.
Потери не заставили Батыя отказаться от дальнейшего продвижения вперед. 15 января монголы осадили Москву, которая пала после пятидневного боя. Кочевники двинулись на главный город Северо-Западной Руси — Владимир.
Великий князь уходит собирать силы
Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, который в условиях феодальной раздробленности, тем не менее, оставался старшим среди русских князей, считался скорее дипломатом, нежели воином. Большинство противоречий с соседями он улаживал мирно, лишь в самых крайних случаях берясь за оружия.
Но с противником, который шел на Владимир сейчас, договориться было невозможно. Он требовал полного подчинения и покорности. Становиться рабом кочевника гордый потомок Рюрика не желал. Однако и сил, имевшихся у Юрия Всеволодовича, для борьбы на равных не хватало.
У князя был выбор — остаться в столице, опираясь на мощные укрепления, и попытаться выдержать осаду, либо уйти из Владимира, сделав новую попытку собрать объединенное войско.
Русские князья, знавшие о судьбе Рязани, Коломны, Москвы, вроде готовы были забыть прежние распри.
После совета с боярами, Юрий объявил решение: он с частью воинов уходит собирать большое войско, чтобы остановить Батыя.
Гибель Владимира
Во Владимире оставалась почти вся семья князя — жена Агафья Всеволодовна, сыновья Всеволод и Мстислав со своими женами, дочь Феодора. Помогать княжичам держать оборону был оставлен опытный воевода Петр Ослядюкович.
Сложно сказать, верил ли Юрий в счастливый исход обороны Владимира. Подошедшие к стенам города монголы потребовали его немедленной сдачи, а после отказа на глазах у защитников казнили еще одного сына князя — Владимира, захваченного в плен при взятии Москвы.
Монголы, подступившие к стенам Владимира 3 февраля, не спешили. Осадив город, они принялись грабить окрестности, затем захватили Суздаль, не имевший серьезных укреплений.
Сыновья Юрия Всеволодович рвались бой, но воевода Петр Ослядюкович их останавливал, говоря: если и есть надежда отстоять Владимир, то только с опорой на его стены.
Стены Владимира оставались неприступными 8 дней, после чего монголы все же ворвались в город. Члены семьи великого князя, епископ Владимирский Митрофан, как и многие другие жители Владимира, приняли мученическую смерть. Женщины и дети заживо сгорели в подожженном монголами Успенском соборе.
Рейд Бурундая
Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки.
Князь не спешил выступить навстречу противнику, и такая неторопливость позволила многим историкам заподозрить его в не самом достойном замысле. Якобы Юрий Всеволодович, собрав вокруг себя большие силы, рассчитывал в этом отдаленном районе переждать, и после ухода монголов стать единственным и безоговорочным повелителем Руси.
Действительно, к началу марта русские силы в районе реки Сить (на территории нынешней Ярославской области) к генеральному сражению готовы не были. Это скорее был большой военный лагерь, разбросанный по разным населенным пунктам на десятки километров.
Юрий Всеволодович полагал, что обнаружить его так быстро монголы не смогут. Он ожидал, что движение в его сторону кочевники смогут начать со стороны Твери, когда им удастся захватить этот город.
Между тем, 40-тысячный корпус Бурундая, посланный Батыем, совершал ускоренный марш, собираясь приблизиться к русским со стороны Углича.
Считается, что маневр Бурундая стал возможен благодаря предательству одного из русских князей, указавшего район, где Юрий Всеволодович собирает войска.
«Плотища» из человеческих тел
Но даже если так, следует признать, что великий князь Владимирский проявил удивительную беспечность, не подготовившись к удару противника.
Против своего обыкновения, монголы действовали скрытно и осторожно. Они начали атаку, лишь вплотную подойдя к деревням, в которых квартировали русские воины.
Из всего большого войска драться с монголами был готов лишь сторожевой полк воеводы Дорофея Семёновича. Он и принял на себя первый удар Бурундая.
Главное, чего сумели добиться монголы — застав русских врасплох, они сражались не с единой армией, а громили отдельные небольшие очаги сопротивления. Поэтому, несмотря на ярость, с которой дрались русские, переломить ситуацию они не могли.
В конце сражения 4 марта 1238 года продолжавшие сопротивление полки монголы вытеснили на берега реки Сить, а затем и непосредственно на лед. Здесь русских воинов окружили и стали добивать.
При этом, по утверждению летописцев, количество убитых с обеих сторон было столь значительным, что они образовали «плотищу», практически остановив в этом месте течение реки.
Погиб и великий князь Юрий Всеволодович. Его отрубленную голову якобы предъявили самому Батыю.
Данники Золотой Орды
Единственным положительным моментом битвы на реке Сить некоторые историки полагают серьезное ослабление монгольского войска. Это фактор считают одной из причин, по которой Батый так и не дошел до Великого Новгорода, что позволило городу уцелеть.
В остальном же результаты сражения были катастрофическими. Русь потеряла лучших воинов, так что о дальнейшем сопротивлении речь практически не шла. Гибель Юрия Всеволодовича подорвала боевой дух князей, которые решили покориться кочевникам.
Новым Великим князем Владимирским стал его младший брат Ярослав Всеволодович. Он не противодействовал монголам, признав верховную власть Батыя. В 1243 году он первым из русских князей отправился получать «ярлык» на княжение в Золотую Орду. Подобный порядок вещей будет закреплен на последующие два с половиной века.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.