Некогда отражения пугали, казались чем-то колдовским, враждебным... Впервые человек увидел «того, кто сидит в пруду» на гладкой поверхности воды, а затем..., несколько веков спустя, придумал использовать в качестве зеркала сначала осколки слюды, потом — хорошо отшлифованные камни.
Так появились отполированные до блеска куски черного вулканического стекла обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке. С началом использования металлов, наши далекие предки стали изготавливать отражающие поверхности из бронзы. Первые упоминания о таких зеркалах относятся к III тысячелетию до н.э.
Железный век стал периодом достаточно широкого распространения металлического зеркала. Лицевая сторона такого зеркала гладко отшлифовывалась, а оборотную украшали гравированные или рельефные изображения. В V веке до н.э. жители Эллады, известные поклонники всего прекрасного, изобрели складное зеркало. Его отражающую поверхность защищала крышка с украшениями.
Две тысячи лет назад древние римляне обзавелись стеклянными зеркалами с оловянной или свинцовой подкладкой. Но в начале Средних веков зеркала были прочно забыты — жестокая инквизиция запретила использовать их — и вернулись они вновь лишь с началом XIII столетия.
В 1240 году люди научились выдувать сосуды из стекла и стали делать совершенно новый тип зеркал — вогнутые. Мастер сперва выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово, а когда оно растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. Правда, отражение в таком зеркале было, мягко говоря, искаженным.
Тем не менее, именно с XIII века принято отсчитывать современную историю зеркал. Первыми эту технологию освоила Голландия, за ней последовали Франция и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В последующие столетия выдувание и литье зеркального стекла распространилось по всей Европе. А в 1500 году во Франции придумали «смачивать» плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. На изготовление зеркала уходило около 20 дней, поэтому плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Покупать и коллекционировать такие изделия могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король Генрих VIII и французский король Франциск I. Они тратили на свое увлечение огромные средства, ведь средних размеров зеркало во Франции стоило в три раза дороже полотна самого Рафаэля!
В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров, создавая иллюзию пространства, большого объема в небольших помещениях. Впрочем, и эта традиция отнюдь не нова и возникла в середине XVI века.
Как ошеломить гостей
Именно XVI век стал революционным в производстве зеркал. В 1516 году братья Андреа и Доменико из Мурано, что близ Венеции, изготовили зеркало из цельного хрустального стекла. Они добавляли в отражающую поверхность золото и бронзу, отчего «изображение» было великолепным.
Венецианцы целых полтора века держали монополию на производство отличных зеркальных стекол, отличавшихся поразительным совершенством техники изготовления. И лишь в XVII веке хитроумный Кольбер, министр Людовика XIV, переманил к себе трех искусных венецианских мастеров, которые, рискуя жизнью, открыли французам тайны изготовления зеркал.
Под Парижем заложили зеркальную мануфактуру, навсегда покончившую с монополией Мурано. Причем зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как в Мурано, а литьем. При этом расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом.
Надо сказать, что изобретение появилось очень вовремя: в Версале строили Галерею зеркал. Она нуждалась в зеркалах большого размера, которые невозможно было сделать старым способом. И вот в Сен-Габене изготовили 306 огромных зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у Короля-Солнца.
Прощай ядовитая ртуть!
С тех пор зеркало входит в моду и становится своеобразным атрибутом принадлежности к состоятельному сословию. В XVIII веке, когда повсюду торжествовали причуды рококо, зеркальные трюмо появились и в дамских будуарах. Вскоре зеркало начинает играть большую роль в отделке интерьеров дворцов и частных домов.
Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. Мастера делали сложные по рисунку и исполнению деревянные и бронзовые рамы с украшениями из янтаря и перламутра, черепахового панциря и слоновой кости.
С развитием науки производство зеркал постоянно совершенствовалось. До середины XIX века их изготовление было очень вредным из-за ядовитых паров ртути, которую содержала амальгама. Спасение принес француз Франсуа Пти-Жан, заменивший ртутную амальгаму химическим серебрением поверхности стекла.
С того времени и по сей день ни один гардеробный шкаф девушки не обходится без зеркал, столь необходимых для того, чтобы следить и ухаживать за своей внешностью. Сейчас каждый уважающий производитель мебели имеет в своем списке подобные гардеробные.
Производство современных зеркал в буквальном смысле поставлено на конвейер. По его ленте движется листовое стекло, на поверхность которого последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель. А затем на этот тонкий серебряный слой наносится для защиты слой меди, и на заключительном этапе оба металла покрываются лаком.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.