Вылезаем из сугроба. Как правильно выбираться на авто из снежного плена?
Главное на рыхлом грунте — не буксовать. При прокручивании колесо работает как фреза, переставая двигать автомобиль. Оно выбрасывает грунт из-под себя и зарывается еще глубже. Поэтому при пробуксовке легко подкопаться и еще сильнее зарыть автомобиль по оси. Самое худшее начнется, когда он сядет на днище или на рычаги. Тогда содрать машину с места можно только трактором.
Все это справедливо и по отношению к сугробу. Если хоть одно колесо зажужжит, а стрелка тахометра поползет вверх, необходимо сразу бросать педаль газа. Толку от пробуксовки все равно не будет.
Дело в том, что в современной трансмиссии ведущие колеса никогда не соединяются между собой. Они висят на индивидуальных валах и вращаются с разными скоростями. А связываются валы в хитром устройстве, именуемом дифференциалом. Нужен он, чтобы улучшить управляемость машины в поворотах. Особенность дифференциала такова, что при блокировке одного из колес в грязи весь момент этот механизм направляет на свободновращающееся другое колесо.
Поэтому, сколь не топчи педаль, а тяга от двигателя пойдет на это «бесполезное» колесо. Автомобиль в итоге не тронется с места. Поэтому для предотвращения пробуксовки используется ряд методов.
Торможение вместе с газом
Если сугроб небольшой и хоть как-то колесо за него цепляется, победить пробуксовку поможет педаль тормоза. Если научиться поджимать ее левой ногой с одновременной и дозированной подачей газа, можно искусственно имитировать работу межколесного дифференциала. Такие устройства ставят на внедорожники. На суровых вездеходах с механической раздаткой они включаются тяжелой рукояткой. Блокировки позволяют связать два колеса на одной оси в единое целое. Тогда вал будет отдаленно напоминать штангу с блинами на концах. Если один конец увяз, то второй вытянет его по инерции.
Торможение с одновременным легким газованием не дает одному из колес в снегу сорваться в пробуксовку, а подача газа дает ему тягу для карабкания на свободу. Главное в этой филигранной операции — не переусердствовать и не давить на педали слишком сильно. Если подходить к делу без деликатности, можно сжечь колодки или угробить сцепление.
Кстати, метод торможения использует и электроника на современных кроссоверах. С помощью кратковременного поджимания колодок компьютер не дает дифференциалу включаться и оживляет вставшие колом колеса.
Подсыпать песка
Если это не помогает или торможение левой ногой еще не достаточно отработано, то подойдет другой способ: победа над пробуксовкой с помощью увеличения силы трения. Колеса буксуют только на поверхности с небольшим коэффициентом трения. Если посыпать лед (или укатанный снег) песком или тертой гранитной крошкой, то зацеп будет намного лучше, и автомобиль без проблем тронется с места. Но где же их взять во дворе? Пригодятся подручные вещи: тряпки, ветки, доски. К примеру, некоторые водители высыпают под колеса сухие гранулы от кошачьих туалетов. Гранулы помимо прочего способны собирать влагу и осушать поверхность, что тоже на руку водителю.
Подручные гусеницы
Если скольжение продолжается, можно прибегнуть к «эффекту танка» и заменить поверхность, по которой должно проехать транспортное средство. Делается это с помощью гусениц. Танки и трактора с помощью гусениц могут передвигаться по очень скользким дорогам и заболоченным грунтам. В личном автомобиле роль временных гусениц могут сыграть резиновые коврики из салона. Они имеют ряды зацепов с внутреннейстороны, что помогает победить лед. Если аккуратно подсунуть по коврику под ведущие колеса, автомобиль получит нужную поверхность для старта. Он тронется с места, а дальше, набрав по инерции скорость, переберется и через сугроб. Главное при трогании на ковриках — не переусердствовать с газом и стартовать медленно, чтобы не вырвать их из-под колес и не запустить обрывки на несколько метров назад.
Понизить давление
Если и этот метод не сработал, попробуйте совместить его с понижением давления в шинах. Чем меньше атмосфер в колесе, тем больше пятно контакта колес, а следовательно, покрышка меньше зарывается в снег и лучше выдерживает давление автомобиля на поверхность. На колесах низкого давления ездят по снегу специальные снегокаты и вездеходы. Такой же эффект частично применим и в обычной машине. Если отвернуть колпачок и нажимая на ниппель стравить давление до 0,5-0,7 атмосфер, автомобиль будет намного лучше ползать по раскисшей каше.
Пятиться назад
Существует еще один способ выбраться из снежной ловушки — это движение задним ходом. Обычно края снежной насыпи, созданной грейдером, леденеют и проскочить через них трудно. С помощью лопаты можно продолбить проход, но остатки насыпи все равно остаются. При движении машина запрыгивает на них, поднимает нос и соскальзывает вниз. Колеса не могут поднимать тяжелый передок с мотором и висящей на нем трансмиссией вверх по ледяному пригорку.
Поэтому можно попробовать выскочить из западни задним ходом. При движении вспять ведущие колеса переднеприводной машины не карабкаются вверх, а наоборот толкают корму по ходу движения. Вес автомобиля немного перемещается, ведущая ось еще больше загружается и придавливается к земле. А чем больше давление на колеса, тем выше их сцепление с дорогой. Когда корма минует скользкий холмик, можно поддать газу, чтобы передок перескочил его по инерции. Но такой способ справедлив только для переднеприводных автомобилей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Правильные рекомендации. Но это - если сугроб невелик. А если вы утром обнаружили, что дорога ушла под глубокий снег и машина просто в него уперлась? Особенно трудно преодолеть сильно заметенные подъемы. Тут тоже есть прием. Также избегая пробуксовки "таранить" сугроб, отъехав назад на 5-7 метров и плавно разогнавшись по уплотненному уже накату, протаранить несколько метров, используя инерционную массу машины. Но как только она встала - тут же сбросить газ и повторить разбег.
Да, нынче бамперы - яичная скорлупа и надо голову всегда прежде всего прикладывать. Но как правило, такая ситуация, чтоб сугроб был такой высокий и плотный, очень редка.
Да, АКП не даст на 1 передаче плавно поработать газом-сцеплением. При поездках на сложные участки я брал крепко сплетённые двойные полосы рабицы. Шириной 30см.