Из Америки с любовью, или Как построить ферму мечты на Алтае
Фермер из США Джастас Уолкер, за особенную улыбчивость и смех получивший прозвище «Веселый молочник», около 20 лет живет в Сибири. Год назад он переехал на Алтай из Красноярского края, и теперь здесь строит «ферму мечты». Джастас рассказал Sibnet.ru, как Алтай спас ему жизнь, в чем секрет успешного хозяйства, о своем гражданстве и о том, как его семья провела в юртах первую зиму.
История Джастаса началась в далеком 1994 году, когда его родители с миссионерской миссией приехали в Россию. Ему тогда было 11 лет, рос он на севере Красноярского края, в Богучанском районе.
«В 2000-м году их миссия закончилась, и они вернулись в США. А я, можно так сказать, по зову сердца, остался в России. Сначала служил в церкви. Какая главная в деревне проблема? Нет работы. Но для пастора приход в 15-20 человек – это уже хорошо, позволяет прожить. Но я не считаю, что это правильно, быть все время на иждивении прихожан. Надо быть ближе к народу, надо трудиться и самому», – рассказывает он.
Сибирская ферма и американская жена
«Вначале я занимался всем понемногу. Ремонтировал компьютеры, давал уроки английского языка, даже занимался пилорамой. Но в 2009-м остановился на сельском хозяйстве и понял, что буду этим заниматься. На самом деле сильно подкосил положение неудачный опыт с пилорамой, потому что кризис 2008-го года случился, все развалилось, пришлось начинать заново», – вспоминает Уолкер.
Начинал он хозяйство с тремя коровами во дворе, и постепенно выходил на самоокупаемость. Вначале в деревне Осиновый мыс организовал ферму, где разводили коров, чуть позже в поселке Такучет – козью ферму. В 2013-м хозяйство стало уверенно окупаться, а через год случился ажиотаж с санкциями, именно тогда Джастас прославился в СМИ — он прокомментировал ситуацию с санкциями, и за его громкий, искренний смех журналисты прозвали американца «Веселым молочником».
В те же годы у Джастаса ухудшилось здоровье, стала все больше проявляться астма, обострившаяся во время кризиса с пилорамой. Пришлось задуматься о том, куда и на какие средства переезжать из Красноярского края.
Переезжал он не один, у Джастаса жена Ребекка и «пока трое детей». Супругу привез из Штатов. «Ну, как так получилось, все девушки хотели ухать в города, в селе жить никто не хотел, вот и пришлось ехать за женой в Америку», – смеется фермер.
С семьей живет близкий друг Джастаса Андрей, он родом из Бийска, но жил на ферме семьи и в Красноярском крае. А еще на ферме постоянно находятся волонтеры.
«Сейчас живут трое, их можно назвать уже постоянными волонтерами. Это люди, которые за жилье, еду и опыт жертвуют своим временем, помогают. Вот в больших городах встречаются люди, которые мечтают о деревенской романтике, но поруби дрова три дня кряду, и, может быть, сразу поймешь, что это не твое. Поэтому прежде, чем продавать квартиру и уезжать в деревню лучше, конечно, приехать, попробовать себя, узнать, для тебя ли такая жизнь», – рассуждает собеседник.
Алтай, спасший жизнь
«Я обследовался у многих врачей, и все говорили – либо принимать кучу гормонов, либо менять место, мы и отправились в путь. Получается, место жительства окончательно решили поменять в конце 2015-го – начале 2016-го. Передал фермы на местное управление тем, кто у меня были наемными работниками, и мы, впервые за последние пять-шесть лет, поехали в Штаты», – рассказывает собеседник.
В Америке Джастасу удалось найти начальный капитал, инвесторов, вложил и свои средства, полученные от предыдущих хозяйств. Если раньше у него было просто большое личное подсобное хозяйство, то теперь он решил расширяться, вести бизнес и одновременно построить, как он это называет, ферму мечты. Но вначале нужно было найти подходящее место.
«Вернулись в Россию и поехали искать место. Датчиком, если можно так сказать, были мои легкие. Приезжали куда-то, останавливались на ночь – потому что приступы астмы у меня, в основном, случались по ночам. Смотрели в целом, поживется нам на новом месте или нет, смотрели, как мне дышится», – говорит Уолкер.
В итоге составили таблицу, в которой было 12 участков, в том числе, на юге Красноярского края, в Хакасии, был даже Псков. После долгих размышлений в списке осталось три пункта, два из них на Алтае и один — в Кемеровской области. Выбор пал на участок в Солонешенском районе края, где Джастас с семьей сейчас готовиться провести уже вторую зиму. И на Алтае он стал чувствовать себя намного лучше.
«Я в Такучете был на гране смерти, у меня уходил один ингалятор в неделю, в лучшем случае – два ингалятора за три недели. Каждую осень ложился в больницу или вынужден был уезжать с конца сентября до начала холодов. Три раза чуть не умер», – рассказывает Джастас.
Когда начал применять безглютеновую диету и пить много воды – до двух литров в день – расход ингаляторов снизился. На Алтае же стало еще лучше, несмотря на то, что он отказался от диеты и стал пить меньше воды. Прошел уже год жизни на Алтае, и за это время он израсходовал три ингалятора. Постепенно с помощью особой гимнастики и исключения из рациона пшеницы он надеется полностью отказаться от ингаляторов.
Сто гектаров, энцефалит и тяжеловозы
Участок они купили площадью в 100 га, хотя их бизнес-план предполагал 60 га. Сам Джастас говорит, что, по меркам крупных фермеров мира, это не так уж и много – исходя из расчета, что на одну корову требуется два гектара, то это всего 50 коров.
Фермерский дом еще не построен. В прошлом году, когда семья приехала сюда, уже начались холода, и спонсоры помогли им поставить три юрты, в которых провели прошлую зиму и надеются перезимовать и в этом году.
«Я планировал, что хозяйство запустим за год, но не успели из-за моей болезни. Этим летом меня укусил клещ, и я заболел энцефалитом. Сейчас только начал от него отходить, а так все больше лежал. Но сделано уже очень много, мы подвели воду, обустроили источник электроснабжения, сделали туалеты, поставили стайку для животных на 400 квадратных метров. Можно сказать, все узлы жизнеобеспечения у нас есть», – говорит фермер.
Воду используют свою – на участке протекают три ручья и есть два родника, один – прямо возле жилья. Через один из ручьев он с помощью волонтеров и соседей построил мост, что обошлось в 175 тысяч. Однако без помощи работа длилась бы дольше, была бы сложнее и стоила дороже.
Тут практиески нет сотовой связи, зато работает интернет. Есть и электричество благодаря солнечным батареям, есть и дизельный генератор, который включают, если пасмурно.
«Если вам кто-то скажет, что использует только солнечные батареи и больше ничего, не верьте, это невозможно, у такого человека генератор обязательно где-нибудь припрятан», – смеется Джастас.
В планах у Уолкера – возродить животную тягу как основную на ферме среднего размера, а потому он купил четырех коней, чтобы с их помощью работать на ферме. Фермер прочитал американские исследования, где говорится, что для хозяйства, в котором мотоблока уже не хватает, а трактор еще обходится дорого, животная тяга наиболее рентабельна.
«Если мне брать трактор «Беларус» и все необходимое к нему оборудование, стоимость составит около половины всего моего бизнес-проекта, а кони обходятся намного дешевле. Правда, покупать их нужно правильно, не абы каких», – рассказывает он.
Удобнее и рентабельнее всего, когда лошадь работает в паре, и при этом сам фермер живет там же, где работает. Оправдано использование лошадей – покупать Джастас советует именно кобыл – если хозяйство «многокультурно», то есть надо и землю вспахать, и дров привести, и снег убрать, и в магазин съездить, и сено скосить, и камень привести, и доску отвести, и картошку собрать, и поля проборонить. Подробные рекомендации по работе с лошадьми Джастас дает на своей странице «ВКонтакте», он даже приводит подробные выкладки экономии средств при использовании лошадей и уверяет, что за 15 лет экономия составит около 1 миллиона рублей.
Козы и недельный сбыт
Животных фермер планирует закупать весной. При этом в планах – только козы и бараны. В Красноярском крае разводили и коров, и коз. Но Джастас говорит, что козья ферма ему ближе, это не связано с какими-то экономическими причинами – только с личными предпочтениями.
«Коз мы до сих пор не купили по простой причине, если в ЛПХ на 15-20 коз все просто, то когда их 60, это ежедневно полторы сотни литров молока, которое ведь не переработаешь на своей кухне, нужно сразу пускать в производство, чтобы не пропало. И если сегодня простой мне обходится примерно в тысячу рублей в сутки, то с поголовьем он бы зашкаливал», – говорит Джастас.
По планам, на ферме будет 60 дойных коз и 100 баранов ярочек. Производить планирует сыр, мясо, шерсть. Еще одним направлением станут дикоросы – иванчай и другие травы. Джастас уверен, что сейчас мир переживает революцию в плане сбыта, и супермаркеты, длинные цепочки между производителем и потребителем уходят в прошлое. Эта тенденция, уверяет фермер, будет распространяться.
«Мы экономическое, рентабельное, современное хозяйство, наша цель – найти свою нишу. У меня нет цели зарабатывать миллионы, налаживать какие-то гигантские производства. Вполне достаточно будет 250-300 постоянных покупателей», – отмечает он.
Искать таких покупателей Джастас намерен через выставки, ярмарки, социальные сети. «Будем использовать все орудия современного маркетинга по максимуму. Это несложно и это будущее», – подчеркивает собеседник.
Ориентироваться планирует на недельный сбыт – поскольку дойный сезон в году длится восемь месяцев, продукция должна быть распределена так, чтобы в оставшееся время постоянные покупатели не остались ни с чем. В неделю он собирается выпускать около 90 кг сыра и 100 кг мяса, а в год это будет примерно 4,5 тонны сыра и около 5 тонн мяса.
«Люди привыкли закупатсья в супермаркетах, где есть все круглый год. Поэтому моя цель – нормировать производство», – объясняет Уолкер.
Соседи и любовь к России
Джастас рассказывает, что в прошлом году самой большой сложностью стала погода – зима пришла очень рано, снег выпал в начале октября и не растаял до середины апреля, а в ноябре ферму и вовсе завалило. Всю зиму пришлось передвигаться на конях, и это было очень удобно, из деревни к ферме практически не могли пробиться на тракторах, а верхом и до магазина легко ездили.
Соседей у семьи немного, и все они не живут поблизости. Недавно неподалеку построили пасеку, но с наступлением холодов уехали. Джастас рад всем и приглашает людей покупать в окрестностях участки и строить тут фермы.
«Надеюсь, что в будущем эта местность станет образцом успешного хуторного хозяйства. Я зову всех, у кого есть желание, приезжать сюда, создавать», – говорит он.
А еще он сетует на невозможность получить двойное гражданство. Сейчас у них с супругой и у детей гражданство США, в России они живут по виду на жительство, который постоянно продлевают, когда подходит время. Законы, объясняет фермер, не позволяют получить российское гражданство, не отказываясь от того, что уже есть.
«Я в шутку как бы обращался к подписчикам (на канале Youtube), чтобы создали петицию для получения мной двойного гражданства. Президент в России имеет право выдавать гражданство, как вознаграждение, было бы здорово. Но вот тот мой ролик не был особенно популярен, не то что ролик с мостом. Наверное, надо строить больше мостов», – смеется собеседник.
Он говорит, что очень любит Россию, именно поэтому живет здесь столько лет и никуда не стремится уезжать.
«Нравится мне в России или не нравится, это, наверное, не очень правильный вопрос. У меня гражданство США, но в России я живу больше 20 лет. Давно уехал бы, если бы не нравилось. Другой вопрос, люблю или нет. Это как бывает в некоторых семьях. Живешь с человеком всю жизнь, и иногда ведь он тебя безумно чем-то раздражает, но ты его все равно любишь. Так и здесь, я люблю Россию, это мое место, я сделал свой выбор. Иногда могу быть с чем-то не согласен, что-то может расстраивать, конечно, без этого никак», – делится рассуждениями Уолкер.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Когда читаю такие материалы, всегда обращаю внимание, что все фермеры без исключения планируют разводить коз и, если получится, несколько коров, чтобы в обязательном порядке делать сыр. Вторая тема - это овцы. Именно овцы. Их на мясо. Без баранины просто никак.... Ну и, конечно же, пасека.
Таким образом стандартная мечта лесного фермера-одиночки включает в себя -
1.Козы. Коровы. Это для молока и сыра. 2. Овцы. Это мясо баранина. 3. Пасека. Это мед. 4. Волонтеры. Это по возможности.
А лохи, которые делают айфоны, ноутбуки, тянут связь, выпускают солнечные панели и мотоблоки, - всё это они и будут покупать. Потому что иначе-то никак.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]